Я писал несколько лет назад о том, что мирянин – слишком бескачественная характеристика христианина. Кто-то вообще считает её неподходящей для крещёного человека – мирянин как мирской, не посвятивший себя Богу, читай – неверный. В этом много правды: мы видим мирян, посвящающих свою жизнь по преимуществу не Христу и Церкви, а семье, работе или какому-то хобби. Некоторые богословы предлагают отличать таких, оставив им название «миряне», от тех, кто на первое место во всём ставит Бога и Церковь, коих предлагают именовать «верные», или «лаики», – входящие в Народ Божий (лаики, мн. число от греч. λαϊκός – «из народа». – «Стол»).
Служение истопника и пророка
Хочется разобраться, что это вообще за занятие для лаиков-мирян – служение в церкви? В самом раннем дошедшем до нас чине крещения в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского читаем о служении как главной цели крещения человека – том, для чего и посылается нам благодать: «Господи Боже, который счёл рабов Твоих достойными прощения грехов через баню пакибытия, сделай их достойными преисполниться Твоим Духом Святым и пошли им Твою благодать, чтобы они могли Тебе служить согласно Твоей воле».
Я недавно спросил у одного настоятеля большого храма из глубокой уральской провинции, что он думает о служении мирян. «Да у нас в соборе всё служение на мирянах, – ответил отец Кирилл. – Бухгалтер, истопники, сторожа, уборщицы, звонарь, алтарники, чтецы, преподаватели в воскресной школе, руководитель приходского музея – всё это наши прихожане. У нас на два храма в городе и несколько сельских в округе всего 3 священника и ни одного дьякона».
Силами местных энтузиастов разрушенный советской властью старинный красивый храм отца Кирилла за 25 лет воздвигнут из руин. В нём собран небольшой, но очень ценный музей, хранящий историю прихода с позапрошлого века. Построена симпатичная детская площадка. В храме восстановлены 3 старинные печи, так экономно отапливающие огромное внутреннее пространство собора, что за холодные 8 месяцев в году на дрова уходит всего тысяч шестьдесят-семьдесят рублей.
Не слабо, согласитесь. Но можно ли и в каком случае назвать служением мирян в церкви то, что я описал? На этот вопрос разные люди ответят по-разному. Отец Кирилл назвал, не задумываясь.
В посланиях у апостола Павла представлены разные служения, связанные с дарами от Бога: пророчество, апостольство, учительство, наставничество, старшинство, благотворение, милосердие, исцеление, руководство-епископство… Мы нигде – ни в Новом завете, ни в Ветхом – не найдём про служение бухгалтера, печника, истопника, руководителя музея. Может, те, кто ремонтировал, могут называться благотворителями, а преподаватель воскресной школы – учителем? Апостол, скорее всего, пишет о таком учителе для взрослых – катехизаторе, который научает основам веры, молитвы и жизни.
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
У Бога невольников нет
Рискну назвать самые бесспорные общие характеристики церковного служения в произвольном порядке.
Служение предполагает раскрытие дара Святого Духа, который даётся каждому человеку в крещении, о чём свидетельствуют произносимые при миропомазании слова: «печать дара Духа Святого». Теперь каждый по слову апостола должен быть готов послужить Богу и людям «тем даром, который получил». Не зарыть свой талант в землю, не сокрыть его от людей, а постараться взрастить и принести плод. Это может быть дар слова проповеди или дар пророчества, дар старшинства и видения пути Божьего, а может – доброе сердце, способное сострадать унывающим или больным. Если человек дар свой не узнал или не принял, не стал им служить, то назвать его вполне христианином либо рано, либо совсем нельзя.
Служение всегда во-первых. Это не факультатив, не хобби, не волонтёрство, а главное дело жизни – главней, скажем, работы или здоровья. На него уходит не восьмичасовой день – а всё лучшее время и лучшие силы.
Служение всегда добровольно и свободно. Бог ни в коем случае не заставляет никого Ему служить, приносить пожертвования или молиться. Как говорил на рубеже XX–XXI веков один из последних старцев восходящего к Серафиму Саровскому православного движения беседников протоиерей Павел Алексахин: «У Бога невольников нет».
Служение не бывает в одиночку. Оно требует признания церковью даров человека, может быть только его общиной, или братством, или приходом – не обязательно (хотя и не плохо) иметь официальный документ с печатью патриархии. В нормальном случае церковное собрание должно благословлять человека на то или иное служение, и совершается оно, как написано, в «совете многом». Будь это служение хоть епископа, хоть самого патриарха. Для этого и нужны Синод, епархиальный совет, все виды соборов. Верна высказанная Тертуллианом в III веке интуиция, что «один христианин – ещё не христианин». Поэтому в случае поставления на служение в любом сане или без него требуется рецепция церковного собрания, у которого всегда спросят, достоин ли человек этого служения. И только при ответе «достоин», или по-гречески «аксиос», его можно поставлять-рукополагать. Это самое «аксиос» мы и сегодня слышим на каждом рукоположении, но оно, как правило, поётся хором, в котором никто знать не знает поставляемого, и никаких альтернатив и церковных последствий этот ритуальный возглас не предполагает.
Служение – это слово, дело, действие, требующее от служащего самого высшего качества. Бог в Писании через пророка Иеремию говорит очень строго: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно»!
Служение никогда не использует человека – даже для самых высоких целей, хоть тебе спасение мира и жизни на земле. Как дело его свободы и любви, служение – творческая реальность самого высшего порядка, соединение усилий Бога и человека. Служение отличается от любого действия тем, что оно творит то, чего не было и без служащего никогда не случится, поскольку Бог творит только новое, небывшее. И служащий сам обновляется – служение творит человека оригинальным, не похожим ни на кого, только на самого себя, каким его сотворил Бог, каким он принял себя от Бога. В служении христианин – лучше сказать человек – становится собой. А если не находит служения, то и не станет. И даже может не узнать, кто он.