Столковый словарь. Служение в Церкви

Священник служит в алтаре, а где служит мирянин? На какой «церковной бирже труда» искать своё служение? «Стол» продолжает разбираться с темой служения мирян

Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Слово «служение» имеет более возвышенную окраску, чем однокоренное с ним слово «служба». Да и употребляется в наше время первое гораздо реже, чем второе. Со словом «служба» у современного человека возникает прямая ассоциация со службой в вооружённых войсках, службой по контракту и т.д. Эти словосочетания сейчас как никогда распространены.

Понятно, что оба слова связаны с глаголом «служить». А что говорит нам о значении этого слова толковый словарь русского языка? «Работать по найму» – так звучит первое определение. Далее идёт указанное выше: «исполнять воинские обязанности». На третьем месте – «исполнять обязанности слуги». Далее – «исполнять чью-либо волю». И почти в самом конце – «Отправлять церковную службу. Служить обедню. Служить молебен. Служить всенощную. Служить панихиду». Наконец, замыкает этот круг определений страничка из мира животных: «Стоять на задних лапах, вытянув или подняв передние (о некоторых животных)».

Как мы видим, предпоследнее определение, связанное с церковным служением, замыкается на отправлении службы в значении совершения церковного богослужения в храме. Но ограничивается ли служение христианина только лишь храмовым богослужением? Справедливости ради, тут ещё следует разобраться с тем, кто в храме эту службу совершает: священник, клир или всё церковное собрание, включая мирян? Слово «литургия» в переводе означает «общее дело», из чего следует, что в нормальном случае в этом служении призваны участвовать все, кто находится в храме: и клирики, и лаики, то есть миряне.

Какое ещё служение может быть у христианина?

В большом труде протопресвитера Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого» вспоминается служение царей, священников и пророков, доступное в той или иной форме всем членам церкви: и клирикам, и мирянам. Протопр. Николай выделяет и особые, на его взгляд, не всем доступные служения: апостола, евангелиста, пророка, учителя. Он подробно останавливается также на служении предстоятеля, пресвитера, епископа.

Православный портал «Азбука веры» определяет служение как «исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему (Мф. 22: 36–40)». Исходя из этого определения, служение христианина заключается в том, чтобы всей своей жизнью возлюбить Бога и ближнего. Новозаветное отношение к ближнему связано с тем, чтобы поступать с другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. А на вопрос: «Кто такой ближний?» – Христос отвечает нам: тот, кому мы сами становимся ближними. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10: 45)». И в этом смысле для служения христианина становится актуальным второе определение из толкового словаря русского языка: «Исполнять обязанности слуги». Христианин призван быть слугой везде, где бы он ни оказывался. Следовательно, область его служения является очень широкой и совершенно точно не ограничивается только лишь храмовым богослужением.

Фото: свящ. Игорь Палкин/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Фото: свящ. Игорь Палкин/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Протопр. Николай Афанасьев написал об этом так: «В Церкви нет любви без служения, и нет служения без любви. Любовь обхватывает всех, а потому и служение принадлежит всем членам Церкви. Каждое служение благодатно, а так как благодать одна, то все служения по своей природе одинаковы, но различны по дарам благодати».

Если обратиться к официальным документам Русской православной церкви, то здесь ключевым является определение «О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви», принятое на Архиерейском соборе в 2011 г. Этот документ также ссылается на цитату из Евангелия о служении Богу и ближнему и определяет через это социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) как «инициированную, организованную, координируемую и финансируемую Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющую своей целью оказание помощи нуждающимся».

Благотворительность и милосердие – это безусловно очень важная сфера служения христианина, где усилие каждого члена Церкви востребовано. Но является ли это служение центральным? Из книг Нового завета мы знаем, что «служение столам», помощь вдовам были организованы в ранней Церкви для того, чтобы дать возможность апостолам полностью посвящать свою жизнь делу благовестия, собирания Церкви. То есть такое служение совершается как бы в помощь основному служению – распространению Евангелия в мире. «Идите, научите все народы», – такую заповедь даёт нам Христос в Евангелии. Следовательно, всякое служение должно быть ответом на этот призыв, о чём говорил проповедник христианства на Алтае, великий миссионер Синодального периода РПЦ преподобный Макарий Глухарёв. Он учил так: «Если же те, которым ты отдашь себя на рассмотрение, не найдут в тебе способности для сего послушания [учить других], то найдут для тебя весьма много других, сообразных с твоими дарованиями. Видишь, как многосложен состав сего служения. Ты не можешь быть проповедником? Будь до времени хлебником, водовозом для проповедников, будь чтецом, писцом, дровосеком, швецом, сапожником, учи азбуке детей, ходи за огородом, составляй лекарства, служи больным. Ты не умеешь уловлять души человеческие в невод Христов? Лови рыбу с Петром и Андреем, чини сети с Иаковом и Иоанном. Может быть, время настанет, когда и тебе будет сказано от Спасителя: “Иди за Мною, и Я сделаю тебя ловцом человеков”». Замечательно, что здесь есть место благотворительности и милосердию, но всё подчинено одной общей цели. И, кроме того, ни у кого не отнимается перспектива стать «ловцом человеков».

Таким образом, служение христианина выражается в конкретных делах, но основывается на любви к Богу и ближнему. А эту любовь довольно трудно загнать в рамки строгих определений. Поиск своего служения, как и поиск своего призвания от Бога согласно личному дару – целожизненная задача каждого христианина. И эту задачу совершенно точно прочувствовал и выразил величайший мистик XX века, русский религиозный богослов Н.А. Бердяев: «Образ человека-творца, осуществляющего своё призвание в мире и реализующего данные ему от Бога дары во имя служения Богу, есть идеальный образ человека, целостный и не раздробленный. Творческое призвание человека может осуществляться в разных сферах и в разных профессиях и специальностях, но самый образ человека-творца не есть образ профессиональный, не есть образ учёного или артиста, политика или инженера. Творческая идея призвания и назначения человека связана с учением о дарах. Учение о дарах человека в христианстве принадлежит Ап. Павлу, но оно никогда не было раскрыто. Человек не только не имеет права зарывать свои таланты в землю, но он должен героически бороться за осуществление своего творческого призвания против притягивающей вниз социальной обыденности, семейной, экономической, политической, профессиональной и пр.».

Читайте также