Что это за явление – покров Божий? Почему покров связывают с Девой Марией? Каждый ли на него может рассчитывать и до каких пор меняет он что-то в нас и нашей судьбе?
Первое повествование о том, каким бывает покров Божий, я услышал в 90-е, когда только воцерковился. Один брат-христианин, которого, как и меня, звали Олег, рассказал, как во время службы в Афганистане стал верующим человеком. Служил он на какой-то горной заставе связистом, в боевых выходах не участвовал, до дембеля оставалось несколько месяцев. Недалеко от заставы находилось озеро с небольшим водопадом, куда он с тремя сослуживцами пришёл купаться. Я толком не помню, как случилось, что рядом завязался бой – первый бой, который Олег увидел. Все четверо наших солдат укрылись за огромным валуном недалеко от берега, но вскоре моджахеды их обнаружили и стали бить короткими очередями в сторону валуна, который оказался ненадёжной защитой: пули ложились всё ближе. Чтобы попасть в безопасное место, надо было пробежать довольно большой открытый простреливаемый участок. Побежал первый солдат, сослуживец Олега, и был тут же сражён очередью, затем был убит второй. «Господи, если ты есть, спаси меня!» – взмолился Олег и бросился к скалам, чтобы под их надёжным прикрытием добраться до заставы. «Я молился, бежал и слышал, как по мне бьют не из одного автомата, и как-то внутренне знал, что не попадут: мне казалось – пули меня огибают, – рассказывал он мне. – К сожалению, последнему нашему товарищу тоже не удалось спастись». «Эта передряга была моим первым и последним боем, – продолжал он. – Когда я вернулся из армии в свой Качканар, то думал только о том, как найти Бога, который меня для чего-то спас. Искал в оккультных практиках, в индуизме, пока не пошёл на оглашение – как-то мне стало ясно, что в Православной церкви Тот самый Бог, который меня тогда укрыл от стопроцентной гибели».
Сам я не бывал в таких военных передрягах, но знаю, что Христос меня защитил от больших опасностей, связанных с наркотиками, алкоголем, моим несдержанным характером, даже от курения освободил – я помолился и год совсем не хотеть курить. Можно сказать о бизнесе, когда Господь по нашим молитвам избавил нас с друзьями-партнёрами от дикого краха и миллионных долгов: неожиданно наше разорившееся предприятие выкупили в десять раз дороже той цены, за которую мы были готовы его продать. Свои вполне достоверные истории о покрове Божьем, я уверен, может рассказать каждый христианин.
Я говорю о своей личной судьбе, но с гораздо большей силой я вижу, как покров Божий простирается над церковью – во всяком случае над общиной и братством, в которых мне посчастливилось жить. Дело не только в непрекращающемся каскаде чудес в жизни людей – может, такое есть и у неверующих, не знаю. Но я вижу, как ещё недавно не знавшие Бога люди научились жить на глубине. И когда братья и сёстры иногда позволяют мне заглянуть в эту глубину, я вижу, насколько она преображена Евангелием и как многих это спасло от бед.
Эта привитость к Евангелию, к жизни Христовой избавляют человека сегодня от выброшенности на поверхность жизни и внутреннего измельчания. Христос тянет нас на глубину и даёт силу овладеть жизнью – своей и не только. Жизнь перестаёт подавлять тебя, помыкать тобой, ты перестаёшь быть жертвой обстоятельств. У тебя появляется пространство для действия, а не только для претерпевания мировых глобальных процессов и повседневных житейских склок, помыкающих семьями и обществами.
Только Божий покров может охранить нас и от главной современной чумы, смертельной для любого человека, простака и образованного, – массовой идеологии. Одинаковый смрад лжи и вражды веет от госканалов и от дождя-медузы. Первые восстанавливают Сталина и Дзержинского, стремясь превратить нас в манкуртов, которым подменили родину и веру. Вторые, подобно кислотному дождю, разъедают покров Христов, парализуют совесть человека и делают его маленьким судьёй, который всё и всех может судить, но ничего не может и не готов сделать, на что-то повлиять, чем-то пожертвовать. Едкие нападки на церковь со стороны таких СМИ не случайны, как не случайно и адаптирование церкви под власть их государственными СМИ-антагонистами.
Фото: Исторический музей, Санок, Польша
Настоящий покров в том, что христианину открывается возможность действия, соразмерного его судьбе и его призванию.
Что это за явление покрова? Мне кажется, что это не просто защитное силовое поле или «железный купол» ПВО, поражающий все стрелы лукавого, прилёты зла и напастей, как иногда хотят это видеть. Покров – это явление тайны материнской любви в Боге, скорее закрывающей собой своих детей, чем громящей обидчиков, которых, как в 910 году, просто сдувает морской ветер, не давая напасть. «Покров Божьей Матери – в этом очень большая глубина, – писал великий русский мыслитель и пророк Николай Бердяев. – Вечно материнское начало есть не только рождающее половое начало, но есть также начало заботы, охранения, попечения, без которых мир погиб бы. Женщина-мать не только рождает живые существа, она может и не рождать живых существ, она также излучает благую, тёплую энергию, окутывает ею живые существа, беспомощные, зябнущие, выброшенные в страшный, чуждый мир. Это очень чувствуется в культе Божьей Матери».
В одной своей проповеди московский священник Георгий Кочетков назвал Божью Матерь «лучезарной Жемчужницей для Христа»: «Так же и мы оказываемся под непосредственным покровом Божьей Матери тогда, когда ищем силы, которые избавили бы нас от одиночества, от душевного и духовного холода или от старости, когда мы ищем любви. Любви, которая всегда нисходит на нас свыше, и любви, которая является нашим ответом на этот Божий дар».
Образ Богородицы – это с древних времён ещё и образ Матери-Церкви. Через прославление Богородицы в её многочисленных иконах нам и открываются церковные дары: Всех скорбящих радость, Утешительница, Умиление, Спорительница (дающая споро – ловко, быстро, плодовито – расти) хлебов, Путеводительница (Одигитрия), Взыскание погибших, Споручница грешных, Молитвенница (Оранта), Милостивая, Неувядаемый цвет, Нечаянная радость, Нерушимая стена и т.д. Каждый из этих даров Церкви не внешний по отношению к её членам, а особый призыв эти дары для себя просить, их в себе обнаруживать. И отыскивать тех, кто погибает, и быть нечаянной радостью для потерявших радость и надежду и нерушимой стеной для ищущих надёжной опоры. Покров есть духовное свойство Церкви: единожды укрыв нас от беды, он проникает в нас так, что мы сами становимся частью этого покрова и можем уберегать людей от зла, от несчастий, от происшествий, даже если они сами в них виноваты.
«Она (Богородица. – О.Г.) есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление, – писал выдающийся русский богослов и пастырь отец Сергий Булгаков. – Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали».
Покровскую природу Небесной Церкви и земной нельзя ни на что променять, это избранничество – природа аристократическая. Заступник, аристократ-рыцарь – тот, кто выше, у кого больше смелости и дерзновения. Церкви не свойственно искать покрова, покровительства у сильных мира сего: у государства, бизнеса, силовых структур – вообще у кого бы то ни было. Как только церковь или христианин начинают это делать, они как бы забывают себя, теряются. Церковь – сама ходатаица и заступница, и у неё нет другой силы, кроме Креста, который есть соблазн и безумие, потому что на зло и обиду она может отвечать только миром и любовью.
Если ты христианин – ты сам Церковь, её часть, то есть ты тоже покров. Не прячься, закрывай от зла других.
Но важно посмотреть на Покров Богородицы не только как на защитную реакцию. В народном празднике Покрова есть ещё и большой мирный дух, которого так не хватает. Заканчивалась летняя страда и приготовления к зиме, играли свадьбы, первый снег одевал землю в белые одежды, православные доставали богатое угощение из закромов и звали гостей на вечерние беседки.