Не так-то просто дать определение, что такое Церковь. Если ввести в поисковик Яндекса слово «церковь», среди наиболее запрашиваемых появляются словосочетания «Церковь Покрова на Нерли», «Церковь Петра и Павла. Сергиев Посад», «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле» и ещё несколько подобных запросов, связанных с названиями конкретных православных храмов в разных точках России. А в конце даже попадается «Церковь “Новый Завет”» наших братьев протестантов.
Однако всем известна фраза, ставшая народной мудростью: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах». Но где же те самые ребра, которые могут дать нам определение Церкви?
Православный портал «Азбука веры» даёт нам три определения слова «Церковь»:
1. В самом полном смысле понятие Це́рковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших (Лк. 20: 38), соединённых между собою верою и любовью во Христе.
2. Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
3. В самом узком и буквальном смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы).
Про узкий смысл уже было оговорено выше. А вот на первых двух определениях хочется остановиться подробнее. На первый взгляд, чувствуется некоторое противоречие между ними. С одной стороны, Церковь как бы включает в себя всех-всех: и ангелов, и людей, и живых, и мёртвых. Но, с другой стороны, Церковь – это всё-таки некоторое иерархически организованное сообщество. Что же объединяет людей в церковь: вера и любовь во Христе или иерархия и строгая организация? И есть ли вообще здесь противоречие? Или одно определение дополняет другое?
Как известно, догмата о Церкви не существует. Тем не менее последние 200 лет экклезиология (учение о Церкви) занимает центральное место в православном богословии. И это учение развивается. Оно далеко от завершения.
Определение Церкви во многом зависит от взгляда экклезиолога, богослова, который в данный конкретный момент занимается разработкой своего учения. К примеру, у близких друзей отца Павла Флоренского и прот. Сергия Булгакова были разные представления о Церкви. А протопресвитер Николай Афанасьев слушал лекции прот. Сергия Булгакова в Париже, но при этом разработал своё собственное учение. Но есть и некоторые базовые основания, которые объединяют всех. Например, в XIX веке общепризнанным стало понимание Церкви как богочеловечества.
Сложность в выработке определения Церкви состоит в том, что Церковь – это не только предмет нашего знания, это ещё и предмет нашей веры. Каждый христианин знает, что Церковь есть, но его понимание Церкви связано в первую очередь с тем, как он в неё верит. «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь…» – слова из Символа веры, которые знает каждый православный христианин. Но на практике получается, что верит каждый во что-то своё.
Митрополит Филарет Дроздов определяет церковь так: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединённых православной верой, Законом Божьим, священноначалием и таинствами». И это, можно сказать, некоторый синтез упомянутых выше двух определений Церкви, взятых с портала «Азбука веры». С одной стороны, это общество, установленное от Бога, а с другой стороны, священноначалие здесь тоже присутствует (хотя и оно вполне может быть в некоторых случаях установленным Богом).
Русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства А.С. Хомяков говорит, что «Церковь есть единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных тварей, покоряющихся благодати». И здесь есть некоторый акцент на то, что Божья благодать – вещь незыблемая. А вот покориться ей или нет – это свобода каждого человека. И именно этот выбор определяет границы Церкви.
Строго говоря, вопрос о границах Церкви – это ключевой вопрос в определении этого понятия. Потому что по большому счёту важно то, кто входит в её границы, а кто остается за ними. И именно от качества этого собрания зависит то, как мы Церковь определяем.
Архиеп. Иларион (Троицкий) определяет границы Церкви следующим образом: «Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, людей, возрождённых Им и Духом Святым, соединённых в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа достигающих совершенства». По этому определению всё зависит от веры, любви и рождения свыше. И как будто уже не принципиально, есть ли какая-то организация или иерархия в этом собрании.
И, наконец, упомянутый выше прот. Сергий Булгаков считает, что, «согласно новозаветному учению, Церковь как мистическое тело Христово, храм Духа, Невеста Агнца, есть Богочеловечество, предвечное и историческое, небесное и земное, Божественное и тварное, в халкидонском соединении двух природ во Христе. (…) Иначе сказать, Церковь есть София Божественная и тварная в своём соединении (причём соединение не есть смешение, а лишь проницание лучами Божества жизни тварной, их “синергизм”)». В этом сложном определении православный богослов опирается на апостольские определения «Тело Христово», «Храм Духа», а также цитату из Откровения Иоанна Богослова о том, что Церковь – это «Невеста Агнца». Кроме того, соединение божественного и человеческого, с его точки зрения, происходит в Церкви, согласно Халкидонскому догмату о соединении двух природ во Христе.
Приведённые четыре очень разных определения говорят о многообразии взглядов на Церковь, но не противоречат, а дополняют друг друга. Что и подтверждает ещё раз, что понимание Церкви зависит от опыта и веры каждого конкретного христианина. Но всё-таки Церковь – это так или иначе люди, соединённые верой во Христа.
Есть ещё одно довольно распространённое выражение: «воцерковиться». Есть воцерковленные люди, а есть невоцерковленные. При этом невоцерковленный человек вполне может быть верующим. Довольно часто встречающаяся история про веру в душе. Можно вполне юмористически относиться к такому выражению, вспоминать цитату из апостола Павла про то, что «вера без дел мертва». Однако в реальной жизни есть немало людей, которые не знают всерьёз, что значит воцерковиться, что значит стать членом Церкви. Да и желающих рассказать об этом, прямо скажем, не так уже много. А уж тем более помочь человеку с обретением своего места в Церкви днём с огнём не сыщешь. Вот и получается, что в поисковиках такой человек может запросить только «Церковь 40 Севастийских мучеников» или тому подобное. А многие по определению воцерковленные люди, то есть регулярно посещающие храм и даже участвующие в таинствах, часто не рефлексируют над определением слова Церковь. И даже если зовут в неё людей, ограничивают членство в Церкви участием в таинствах или посещением прихода. А размышление над сложными экклезиологическими вопросами остаётся уделом учёных богословов. Тем не менее, думается, от решения этих вопросов зависит и качество веры каждого конкретного христианина. А от веры зависит также и то, какими делами христианин может послужить Богу и ближнему. И здесь одно дополняет другое: наша вера определяет Церковь для нас, а наше понимание Церкви определяет нашу веру и наши дела по вере.