Проповедники плоть от плоти

Епископ Сорокский и Дрокиевский Иоанн (Мошнегуцу) комментирует «Столу» инициированную Священным Синодом РПЦ тему о служении мирян  

Епископ Сорокский и Дрокиевский Иоанн (Мошнегуцу). Фото: eparhiasoroca.md

Епископ Сорокский и Дрокиевский Иоанн (Мошнегуцу). Фото: eparhiasoroca.md

На майском заседании Священного Синода был принят ряд тем для разработки Межсоборным присутствием, которые касаются служения мирян. Множество вопросов, среди которых есть о «продолжении катехизации после принятия таинства Крещения», о «возможных формах и организациях на приходах», о «вспомогательных средствах для преодоления проблемы непонимания богослужебных текстов мирянами», были поставлены перед профильными комиссиями. С членами этих комиссий, с епископами и священниками Русской православной церкви и самими мирянами «Стол» обсуждает перспективы развития мирянского служения. 

Одним из экспертов в этом списке стал епископ Сорокский и Дрокиевский Иоанн (Мошнегуцу). 

– Владыка, как вы думаете, почему эта тема сейчас поставлена на повестку дня?

– Тема служения мирян в нынешнее время жизни Православной церкви стоит остро. Кажется, что в связи с непрекращающимся развитием науки возникает всё больший соблазн в секуляризации общества. Священники кроме прочего наделены богослужебными обязанностями и самостоятельно не могут исполнить все сферы служения, в которых сегодня есть необходимость и о которых часто говорит наше священноначалие. Также существует проблема воспринятия светскими людьми священнослужителей как отдельной, обособленной части общества. Именно поэтому возникает потребность в мирянах, которые были бы проповедниками «плоть от плоти», стоящими на одном уровне и оперирующими теми же терминами, что и люди малоцерковные, а то и вовсе не относящие себя к религиозным людям.

– Чем отличается служащий мирянин от обычного верующего человека?

– Представляется, что служащий мирянин активно участвует во всех сферах церковной жизни: духовной, административной, материальной и вместе с набором обязанностей несёт и определённую ответственность, тогда как обычный верующий человек участвует только в молитвенном (богослужебном) делании Церкви.

– Что такое служение (всякая ли деятельность может быть так названа, критерии определения служения, плоды служения, примеры служения)?

– Служение – это проповедание православной веры посредством совершения различных добрых дел (продиктованных любовью к Богу и ближнему), направленное на увеличение числа верующих ради достижения ими Царства Небесного. Примеров такого служения великое множество знает история Церкви, самым ярким из которых является служение Самого Христа Спасителя.

– Кто такие миряне (стоит ли так называть всех верующих, помимо клириков; какой смысл вкладывается в это слово)?

– «Мирянин» в дословном переводе с греческого языка означает «человек из народа». Соответственно, представляется справедливым обозначать данным словом не весь «народ Божий», а лишь ту его часть, которая постоянно участвует в какой-либо сфере жизни Церкви.

Комиссия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Что в рамках этой комиссии вы будете рассматривать из тематик служения мирян? А что хотели бы рассмотреть?

– В рамках данной комиссии справедливо будет рассмотреть вопросы об активности мирян в общественной жизни: участие в различных праздничных актах, деятельность социальной направленности, различные семинары, симпозиумы и т. д. Однако особенный интерес вызывает вопрос об участии мирян в административной жизни Церкви, а именно в епархиальных и синодальных отделах, где для мирян есть огромное пространство для деятельности.

– Знаете ли вы пример почившего или здравствующего мирянина, служение которого в Церкви могло бы стать примером для нас сегодняшних?

– На сегодняшний день мы знаем множество мирян – как почивших, так и здравствующих, которые посвятили свою жизнь проповеди Христа через служение Церкви, и будет не совсем уместно выделять кого-либо из них особенным образом, так как каждый служитель может найти себе такой пример, который пришелся бы по душе именно ему.

Что опыт новомучеников и исповедников может дать нам для понимания служения мирян?

– Опыт новомучеников и исповедников освежает понимание о том, что не только священно- и церковнослужители могут исповедовать Христа и проповедовать веру в Него, но и миряне своей деятельной, а подчас и безмолвной проповедью через мученичество и исповедничество способны служить распространению православия для спасения людей.

Для обозначения верующих христиан без сана существует общее слово: миряне. Можно ли представить ситуацию, что здесь тоже возникнут какие-то градации, как мы знаем их в случае клира: священники, диаконы и т. д. – условно «служащие миряне», «верные»? Как реагировать на ситуацию, если на призыв к служению мирян откликнутся не все миряне?

– Сомнительной представляется возможность внедрения градаций мирян относительно осуществляемой ими церковной деятельности, так как многие из них не желают получать ничего взамен своему служению. Что же касается реакции на отклик на служение лишь части мирян, то поскольку жизненная ситуация у людей различная, уместно будет отнестись с пониманием и сочувствием.

Как Церковь, клир может помочь мирянам обрести своё служение? Готовы ли приходы к тому, чтобы найти место для мирян, ищущих служения?

– В этом вопросе необходимо к каждому приходу подходить индивидуально, поскольку каждый настоятель и клирик определяет своё служение тем, что ему ближе в духовном плане. Исходя из этого, священнослужитель подбирает помощников себе или же кураторов того служения, которым сам не в силах заниматься. В любом случае мы призваны откликаться на каждое доброе начинание, способное принести пользу Церкви.