О себе в блоге у Сергея Комарова написано так: главред изд. «Никея», сотрудник Сретенского монастыря, преподаватель ШПМ и катехизических курсов при храме свщмч. Антипы. Спикер радио «Радонеж», радио «Вера», ТК «Спас», портала «Экзегет». Автор нескольких книг.
Мы поговорили с ним о том, что такое быть служащим мирянином, как он понял, в чём его призвание, и какое из множества его добрых дел он считает для себя главным.
– У вас много разных амплуа: главный редактор издательства «Никея», катехизатор, миссионер, христианский лектор и т. д. Что из этого для вас важнее всего?
– Для меня главное – говорить с людьми о Боге в том или ином формате. Видимо, в этом я чувствую своё призвание. По крайней мереза нимаюсь этим вторую половину своей жизни. Первая половина была посвящена музыке, а вторая – этому делу. Все варианты своей занятости, в том числе и работу в издательстве, я рассматриваю именно в этом ключе – как работу с христианскими смыслами, попытку донесения до людей тех или иных евангельских императивов. Это не только служение, обращённое вовне. Это прежде всего делается, наверное, для самопознания, для какого-то личностного роста. Потому что во всём этом процессе познаёшь и себя. И мне кажется, что Бог даёт то или иное служение, то или иное призвание человеку прежде всего для того, чтобы человек через это служение, призвание как-то к Богу приблизился.
Осознаю себя, наверное, больше как катехизатора, то есть как человека, который как-то переводит для современности те или иные смыслы нашего вероучения.
– Для меня призвание и смысл жизни человека – это очень близко, почти равно. И счастлив тот, кто своё призвание обрёл как можно раньше. А когда вы это как своё призвание обнаружили?
– На всех нас влияют люди. Нужен человек, который покажет тебе, что христианство – это всё правда, это всё истина, что Бог есть. Господь через человека действует – и человек меняется. Я благодарю Бога, что в моей жизни такие встречи были. Наиболее мощный маяк для меня – это отец Андрей Ткачёв. Я познакомился с ним в 2009 году в Киеве, а с 2011 года стал прихожанином его храма, начал проповедовать у него по воскресеньям. И он, конечно, полностью изменил мою жизнь. До этого я профессионально занимался музыкой.
– А когда случился этот поворот к вере?
– Это всегда трудно обозначить как миг. Всё происходило постепенно. Впервые в храм я пришёл в 2005 году, а с 2007 года уже учился в Киево-Печерской лавре на катехизаторских курсах. А через пару лет появился отец Андрей, который открыл христианство именно как религию благовестия, как то, чем нужно делиться с другими.
Он сам был невероятно активен, много читал, делился смыслами. Он всех нас заражал своей любовью к Литургии, Писанию и прививал нам мысль, что человек в Церкви должен послужить, то есть переключиться с сознания потребителя на сознание служителя. Именно его пример родил во мне желание проповедовать.
С благословения отца Андрея я начал говорить проповеди в храме на Апостола. Потом из текстов этих проповедей родилась книга. Затем я начал преподавать на катехизаторских курсах. И до сих пор преподаю – в школе православного миссионера, в храме Антипы на приходских курсах, в Просветительском центре Сретенского монастыря, также веду свой курс в Телеграме. Но началось всё ещё тогда.
В конце концов я понял, что музыка для меня останется навсегда моей любовью, но такой камерной, домашней. А то, чем я хочу заниматься, – это работа в церкви, катехизация, миссионерство, проповедь, публицистика и так далее.
– Вы вспоминаете эти события и говорите «мы». «Мы» – это кто?
– В нашем храме было много активных молодых ребят, которые зажигались примером отца Андрея и хотели как-то Богу послужить. Некоторые из них стали священниками, некоторые – диаконами, некоторые просто в церкви работают. Отец Андрей собирал вокруг себя молодых людей, у нас и храм-то отличался тем, что на приходе было очень много мужчин. Ребята после службы подходили и спрашивали, чем они могут быть полезны. Так, после проповеди о. Андрея о служении в церкви к нему подошёл один парень, сказал, что он специалист в математике, может готовить приходских детей к экзаменам. К нему подключились другие. Оказалось, что у нас столько талантов, столько людей, которые умеют профессионально что-то делать! Так возникла потрясающая атмосфера служения друг другу.