Схиигумен Сергий отказался подчиняться церковным властям, объявил всех своих гонителей еретиками и держит оборону в монастыре. И я с огорчением наблюдаю, как эта тема набирает тучность и теряет смысловую нить. Ведь дело в том, что схиигумен Сергий, выступающий в амплуа рыцаря истинной веры, фигура не самостоятельная.
Я не берусь судить о его личностных качествах как пастыря. Думаю, что некоторая притягательность и видение людей, понимание психологии у него присутствуют. Иначе такой богатый монастырь не соберёшь.
Но христианина и, тем более, христианского пастыря, определяют не эти качества.
Впрочем, отвлечемся от личности о. Сергия и посмотрим на ситуацию в целом. Весь этот текст – это в некоторой степени безответственное заявление, т.к. я не назову вам конкретных фамилий. Но я убеждён, что ищущие в этом направлении обязательно найдут концы.
Итак, проект «Сергий Романов». Что мы имеем. Один священник из бывших милиционеров и сидельцев по тяжёлой статье, обретает небывалую популярность. В одних кругах его почитают как старца, а в других его знают как спутника церковных уральских скандалов. Его прошлое и будущее туманно, а настоящее – удивительно.
Со слов самого схиигумена, священником он стал по личному благословению патриарха Алексия II, разумеется безо всяких документов, вопреки канонам и здравому смыслу. У милиционеров это называлось «повесить глухаря». Он просто сваливает всю ответственность на покойного и закрывает вопрос.
Но интересно не это. Если не придираться к биографии отца Сергия, то сейчас он действует так, как никто другой в нашей стране не может себе этого позволить.
Он прямо говорит о том, что Путин и его правительство – это ширма «настоящей хасидской власти». Он призывал саботировать голосование по вопросу конституционных поправок. Он отрицал меры самоизоляции и проклинал всех, кто закрывает храмы. Он стал обычным оппозиционером? Переобулся по примеру известного активиста Энтео?
А что? Нормальная такая альтернатива Навальному со Сталиным наперевес. Кажется, телеграм-канал «Батюшка Лютер» что-то шутил уже по этому поводу. К слову говоря, в последних видео о. Сергий календарик с усатым дуче со стены всё-таки снял.
В стране, где серьёзный срок могут впаять за пост ВКонтакте, за подозрения в подготовке теракта, за кинутый пустой стаканчик, абсолютно игнорируется организованная группа крепких ребят, лидер которых прямо призывает к свержению действующего конституционного строя. Как так?
Если бы он просто перестал поминать патриарха Кирилла, то на это махнули бы рукой до времени. Но с действующей государственной властью такие шутки не проходят. Значит, на данном этапе ему это можно, потому что выгодно.
Это обычный метод. Нужно создать зону напряжения. Это ослабит власть в регионе и усилит контроль над ситуацией со стороны тех, кто эту зону создал. Таким сейчас выглядит ДНР и, вот, монастырь «Спорительница хлебов». Масштабы разные, а суть одна.
Потом интересен почерк группы поддержки этих «церковных большевиков» с Урала. Вот как это происходило в Твери, когда были попытки выдавить оттуда архиерея и затравить местные братства.
А вот так это сейчас работает в Питере, например.
Кагэбэшные уши торчат тут до самых верхушек уральских сосен. Сейчас в момент сложных процессов выстраивания новых механизмов старой власти, надо подстраховаться и подзакрутить гайки, где можно – создать контрастный шумовой фон и выглядеть на этом фоне молодцом, настоящим хозяином ситуации. Разве не так?
Увы, есть те, кто искренне разделяет взгляды уральского схимника. И полагаю, таких не мало. Иначе этот проект был бы не рентабелен. Но, как правило, его последователи – это люди, которые искали какую-то стенку, чтобы можно было к ней прислониться, наставничества, чтобы им по-простому всё объяснили, подумали и решили за них. Церковь несёт в себе потенциал просвещения, а то, что происходит в проекте «Сергий Романов» – это мрак, который пускает корни на народном невежестве. В этом смысле люди, которым нужна такая религия, не пропадут, даже если уйдут в раскол.
Я не согласен, что разбой, который местные ребята учинили со съёмочной группой Ксении Собчак, свидетельствует о том, что им, дескать, есть что скрывать. Особенно это скорбно слышать от священников. Ведь они прекрасно знают, что есть такие силы, которые оказывают услуги церкви. Где-то деньгами, где-то решением юридических вопросов. И если вы чем-то не понравились таким ребятам, вас не защитит никто, кроме Господа Бога, который своих не сдаёт. Вокруг вас возникнет скандал, будут говорить, что вы замкнуты и заносчивы одновременно, а у вас в общине есть все признаки сектантства, средоточия на фигуре настоятеля. К вам в приход и даже домой будут приходить люди с камерами, вы будете на них злиться, выгонять, и тогда скажут, что вам есть, что скрывать. То, что раньше вам ставили в заслугу, станет вашим обвинением. Вы хорошо привлекали деньги в храм? Значит воровали. Собрали большую общину? Значит вы – гуру, который дурит людям голову и так далее. Примеров – масса. Их объединяет термин «секта», который внедрён трудами профессора в больших кавычках товарища Дворкина. Не пользы церковной ради, но для применения метода: разделяй и властвуй. Так что надо поаккуратнее с этим термином.
Многолетние крепкие христианские общины разгонялись архиерейскими руками по одному свистку, а тут один монастырь стреляет заявлениями как из гаубицы – ничего! Это значит, что архиерей не контролирует ситуацию. Именно это и нужно конторе: показать, кто здесь имеет реальную силу, чтобы всё решить.
Официально на церковном суде его, скорее всего извергнут из сана. Но всё реально закончится, когда вмешается власть. Тайно или явно – может быть по-разному. Но решение будет приниматься вне церкви. Потому что это проект, который выстраивается по церковным лекалам, но собственно к церкви отношения не имеет.