– Духовная, символическая нагрузка бывает и положительной, и отрицательной. …Вещи, связанные с поклонением темным силам, изображения несуществующих в природе чудовищ, драконов – это не только культурный аспект, но и духовный. Конечно, изображение демона в Санкт-Петербурге было историческим – но кто бы в России в настоящее время хотел, чтобы подобные негативные изображения сегодня оказались в Северной столице? – сообщил он.
Руководствуясь этими соображениями представителя церкви, «Стол» поискал и нашел в обеих столицах еще 8 барельефов и горельефов (это то же самое, что и барельеф, только торчит из стены поболе), которые нужно снести как можно скорее.
Драконы на «Башне Вячеслава Иванова»
Где: Санкт-Петербург, ул. Таврическая, д. 35 (ст. м. «Чернышевская»)
На этом доме несуществующих чудовищ-драконов целых восемь – по два на каждый из четырех эркеров.
Вообще же «башня» – одно из самых мистических и культовых мест Серебряного Века. В этом доме на пересечении Тверской и Таврической в квартире № 24 на последнем шестом этаже поселился после возвращения в Россию поэт Вячеслав Иванов. Здесь же он организовывал «Ивановские среды» – встречи поэтов-символистов, на которых собиралась культурная элита Питера. Эти собрания стали творческой лабораторией будущих акмеистов.
Барельеф с римлянами
Где: Москва, Рождественский бульвар, д. 21, стр. 2 (ст. м. «Трубная»)
Интересный барельеф – зарисовка из истории Древнего Рима. Очевидно, вассалы Рима пришли к повелителю с подношениями – один из мужчин принес кувшин с вином.
Но если посмотреть на это с другой стороны – один мужчина целует руку другому мужчине. Что вообще странно, а в свете закона о запрете гей-пропаганды – так вообще недопустимо. Кто там разберет этих римлян-язычников?
Грифоны на Мариинском театре
Где: Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 1 (ст. м. «Сенная площадь»)
И снова несуществующие чудовища – на этот раз грифоны. Кстати, чудища, сидящие сейчас на крыше театра, сделаны совсем недавно – в 2000 году. От оригинальных, поставленных в 1890-х годах, они отличаются двумя небольшими деталями – у фигуры слева не хватает маленького орла, восседающего на щите, а у грифона справа вообще нет щита.
Оригинальные же грифоны держали в руках щиты, на которых были инициалы императрицы Марии Александровны (в чью честь и был назван театр) и ее супруга – Александра II. В советское время инициалы заменили на серпы и молоты, а в 1991 году грифонов вообще сняли. В 1995 году их попробовали вернуть на место в первоначальном виде, но неизвестные вандалы ночью пробрались на крышу и сбросили украшения.
Грифон – вообще не подходящая для российской действительности фигура. В этом мифическом персонаже сплелись добро и зло, небо и земля, орел и лев, наконец. Чем лучше Мефистофеля? Нужно что-то более определенное и однозначно доброе.
Грифоны на воротах вблизи Кремля
Где: Москва, ул. Варварка, д. 10 (ст. м. «Китай-город»)
Грифоны водятся не только в Петербурге. В Москве, вблизи Кремля, можно найти классических грифонов: голова и крылья орла, тело льва, держат щит. Один герб расположен над воротами, выходящими на улицу, а другой – над окном сбоку здания. Его придется поискать – он почти скрыт ветками.
Украшения «египетского» дома
Где: Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 23 (ст. м. «Чернышевская»)
Скульптуры и барельефы охраняют вход в этот жилой дом. Там есть египетский бог солнца Ра и его мама богиня Хатор, которая в образе львицы пожирала людей селениями за их неверность сыночку. Чистый геноцид!
Египетский дом был построен в 1911–1913 годах архитектором Михаило Сонгайло для вдовы действительного статского советника Ларисы Ивановны Нежинской. Своей необычностью дом обязан модой того времени на «ретроспективизм» и пожеланиям заказчицы.
Благодаря обилию декоративных элементов на тему Древнего Египта этот дом стал одной из вершин архитектуры русского модерна, а по количеству змей, использованных в оформлении фасада – самым «змеиным» домом в Питере.
Барельефы на здании Российской государственной библиотеки
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5 (ст. м. «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина»)
Утверждают, что на барельефы для украшения этого здания переплавили колокола восьми московских церквей. К тому же, на самих барельефах изображены, помимо прочих, Дарвин, Галилей и Пушкин. Первый в классическом советском воспитании преподавался как светоч науки и мессия эволюции, взамен «сказки» про сотворение мира. У двух других с церковью тоже были проблемы. Как известно, император Николай I на смерть Александра Сергеевича произнес: «Мы насилу довели его до смерти христианской».
Новое здание библиотеки задумали построить в 1926 году, когда Совет Народных комиссаров признал существующее здание (дом Пашкова) «несоответствующим ее (библиотеке) работе и значению». Конкурс на лучший проект, который проходил в три этапа целых два года, выиграли архитекторы В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко.
Здание библиотеки уникально еще и с инженерной точки зрения – согласно расчетам, оно способно выдержать пять прямых бомбовых попаданий.
Хоровод у дерева
Где: Санкт-Петербург, пр. Большой Сампсониевский, д. 62 (ст. м. «Выборгская»)
На этом доме 1975 года постройки есть большой (2,5х4 м) барельеф «Дерево дружбы». Сделал его художник-монументалист Юрий Пугачев.
Но где гарантия, что автор не имел ввиду какой-нибудь культ друидов или иное языческое поклонение дереву?
Грифоны на особняке Морозова в Леонтьевском переулке
Где: Москва, Леонтьевский переулок, д. 10 (ст. м. «Тверская»)
И снова грифоны. На этот раз они сидят на карнизе парадной двери на доме постройки 1894 года, над которым работали известные архитекторы Шехтель и Эриксон. Но ладно грифоны! Над парадной лестницей вульгарные рыхлые путти (голые нахальные мальчики с крыльями) накручивают усы античному старцу – не то Вакху, не то ещё какому развратнику. Последним хозяином дома в царское время стал Иван Викулович Морозов. Во время власти Советов тут находилось Германское посольство, а в годы Великой Отечественной войны – Совинформбюро, которое, как известно, говорит и показывает.