Город Солунь, где родился будущий великомученик Димитрий, – это всем знакомые Фессалоники, или просто нынешние Салоники в Греции. Знаменитый город-курорт, расположенный на побережье Термического залива, с чистой водой и красивыми пляжами. И одновременно второй по величине город Греции после Афин. А в конце III века от Р. Х., в правление императора Максимиана Геркулия, это был первый город Греции, ведь именно там жил наместник императора, правивший всей провинцией.
Огромный античный порт, в котором сходились дороги из Рима в Константинополь и из Греции в Причерноморье. Ежегодно здесь проводилась большая торговая ярмарка, собиравшая купцов со всего света.
И правил Фессалониками отец Димитрия – знатный аристократ и, как утверждает церковное предание, тайный христианин, член той самой Фессалоникийской общины, которую основал сам апостол Павел.
В 305 году все провинции Римской империи потрясли внезапные политические новости: императоры-соправители – Максимиан и Диоклетиан – сложили с себя полномочия августов. Они передали знаки высшей власти младшим императорам – Констанцию и Галерию, а те, в свою очередь, назначили новых цезарей – Флавия Севера и Максимина Дазу.
После этого Диоклетиан удалился в свои владения в Иллирии выращивать капусту, а Максимиан – на юг Италии.
Поменялась власть в Фессалониках: вместо умершего отца новым имперским проконсулом стал сам Димитрий. Но стройная система тетрархии вскоре начала рушиться, и Максимиан по требованию армии и высшей аристократии решил вернуться на престол.
Официальный август Флавий Север, ответственный за северное Средиземноморье, был смещён. Вместо него новым цезарем Максимиан назначил своего сына Максенция.
В 306 году Максимиан и Максенций отправились в Галлию: для продолжения войны они решили заключать союз с Константином – сыном и преемником Констанция Хлора. И не просто союз – Максимиан отдал в жёны будущему Константину Великому свою дочь Фаусту.
Пока три императора играли свадьбу в городе Арелате (ныне Арль), правитель восточных провинций империи Галерий вторгся в Грецию и Италию. Впрочем, Галерию не удалось взять Рим, но он захватил Фессалоники, которые он объявил новой столицей своей империи.
Разумеется, судьба Димитрия была предрешена. Он мог сохранить жизнь, если бы поклялся в верности новому императору и принёс бы за него жертву на алтарь Геркулеса. Но Димитрий отказался. Более того: заявив, что он христианин, он вообще отказался приносить жертвы кому бы то ни было.
И тогда Галерий, решив выяснить, сколько ещё тайных христиан есть в Фессалониках, повелел заключить Димитрия в тюрьму.
* * *
Согласно житию святого, в то время в городе начались гладиаторские бои в цирке: надо было развлекать жителей новой столицы. Христиан разыскивали и тащили на арену, где их выпускали то против диких зверей, то против известного бойца – некоего Лия, который развлекался тем, что насаживал головы убитых людей на пики.
Юноша Нестор – из христиан – навестил Димитрия Солунского в темнице и испросил у него особое благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и сам бросил его тело на пики воинов.
Гибель Лия сильно опечалила Галерия, и он тотчас же приказал казнить блаженного Нестора. А когда же он узнал, что святой Нестор поразил злодея по благословению заключённого Димитрия, он приказал казнить и бывшего проконсула.
Воины вошли в темницу великомученика и застали святого стоящим на коленях во время молитвы. Не желая устраивать из его казни представления (видимо, Димитрий был популярен в городе), солдаты просто пронзили его копьями, а тело выбросили на городскую свалку. Но жители города тайно предали его тело земле.
* * *
Вскоре Галерий был вынужден оставить Грецию и отойти обратно на восток. В 311 году он умер. Его современник писал: «Настолько он был испепелён тяжким недугом, что, когда обнажились и истлели его внутренности, он умер в наказание за ужаснейшие гонения на христиан».
Тогда и вспомнили о расправах над жителями Фессалоник и правителем провинции. Победивший император Константин приказал воздвигнуть над могилой великомученика Димитрия христианский храм, а сам святой был объявлен покровителем города.
Был составлен и список чудес, совершённых проконсулом уже после смерти. К примеру, в правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили Фессалоники. Святой Димитрий тогда явился на городской стене и лично поразил копьём первого из неприятелей, который поднялся по штурмовым лестницам на стену. Падая, тот увлёк за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство.
Затем некий благочестивый житель города по имени Иллюстрий стал свидетелем чудесного моления святого Димитрия, вышедшего из своего гроба, чтобы умолить Господа проявить милосердие и пощадить городских жителей.
Постепенно почитание святого Димитрия распространилось и за пределы Греции. Известный факт: когда император Юстиниан Великий выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Фессалоники специальную делегацию, чтобы доставить часть мощей великомученика Димитрия.
* * *
Но особого почитания великомученик Димитрий удостоился в славянском мире – видимо, потому, что образ святого связывался с защитой Отечества. В византийской традиции святой Димитрий изображался на иконах как защитник города – в воинских доспехах, с мечом в ножнах и копьём в руках. Ещё в руке был свиток с молитвой из видения Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасёшь и людей – с ними и я спасён буду, если погубишь – с ними и я погибну».
Такой святой – победитель аваров – очень импонировал во многом ещё воинственному и языческому сознанию новообращённых в православие народов.
Словом, неудивительно, что первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».
Вскоре сербы и болгары стали почитать великомученика Димитрия как покровителя славян, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий и вовсе предстаёт русским по происхождению.
В начале 70-х годов XI столетия в Киеве был основан первый – Дмитриевский – монастырь, ныне известный как Михайлов-Златоверхий.
В XII веке князем Юрием Долгоруким в честь рождения своего первенца, названного в крещении Димитрием, был основан город Дмитров в долине реки Яхромы, а во Владимире воздвигнут Дмитриевский собор, который и сегодня является украшением этого древнего города.
Кстати, юный князь Дмитрий вошёл в историю под своим мирским именем – как Всеволод Большое Гнездо.
Уже в XIII столетии святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского кремля. Позже, уже при князе Иоанне Калите, этот храм был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.
В честь святого великомученика был назван и святой благоверный великий князь Димитрий Донской. И не случайно после победы Донского в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, преподобным Сергием Радонежским была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. Эта церковная традиция жива и по сей день.