Арцах нельзя Карабах: где поставить запятую?

Или каково же «церковное» измерение армяно-азербайджанского конфликта

Девушка с гитарой на горе недалеко от монумента

Девушка с гитарой на горе недалеко от монумента "Мы - наши горы" на въезде в Степанакерт. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

На постсоветском пространстве сегодня политический и даже географический лексикон заметно варьируется в зависимости от аудитории. Для русских и осетин – Южная Осетия, для грузин – Самачабло, или Цхинвальский регион. Для армян – Арцах, для азербайджанцев – Карабах. Дональд Трамп во время недавней предвыборной гонки буквально «взорвал интернет» при помощи всего одного слова, приятного армянскому уху: «Арцах». Для американской аудитории это прозвучало почти как вызов, потому что там привыкли к «Карабаху».

Единого учебника истории и даже общего языка здесь как будто быть уже не может. 8 ноября, когда в Азербайджане праздновали День победы и в небе гремели салюты, – в Армении был день скорби и зажигали свечи в память о погибших и пропавших без вести. То, что для одних «освобождение Шуши», для других – «оккупация». Варвары, преступники и вандалы – всегда на противоположной стороне, и никогда их нет на нашей.

Вид на города Шуша. Фото: John Steedman / Flickr
Вид на города Шуша. Фото: John Steedman / Flickr

После 2020 года, когда закончилась 44-дневная война, и особенно после сентября 2024-го, когда 120 тысяч армян Арцаха были вынуждены покинуть свои дома под угрозой истребления, выражение «карабахский сценарий» стало нарицательным в странах бывшего СССР. Сперва его опасались в ДНР и ЛНР, но в 2022 году они всё-таки присоединились к РФ. Теперь о нём же заговорили применительно к республикам Абхазия и Южная Осетия (в 2008 году эти страны признаны РФ как независимые государства, но для большинства стран мира они по-прежнему часть территории Грузии). Внимательно следят за событиями в Карабахе и жители Приднестровской Молдавской Республики. Подобно тому как многие крупные постсоветские страны стремятся всеми силами избежать того, чтобы стать «второй Украиной» (в этом отношении особенно показательна недавняя избирательная кампания «Грузинской мечты»), «полупризнанные» государства делают всё, чтобы не стать вторым Арцахом.

Армяно-азербайджанский конфликт осложняется тем, что он не только государственно-территориальный и этнический, но ещё и религиозный. Его история – это не только позорные этнические чистки, но и ожесточённая борьба с чужими святынями, многочисленные акты вандализма с обеих сторон. Все годы существования Нагорно-Карабахской Республики Азербайджан обвинял местное армянское население в разрушении мечетей и мусульманских захоронений. По данным азербайджанской стороны, «армяне-оккупанты» уничтожили 63 из 67 мечетей в Карабахе, а остальные подвергли осквернению. В 2020 году, вскоре после 44-дневной войны, мир облетело сообщение в твиттере помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева. Последний  опубликовал видеозапись с построенной в XVIII веке мечети Мамар в Губадлинском районе. «Во время армянской оккупации этот исторический и культурный памятник был превращён в свинарник», – прокомментировал ситуацию Гаджиев.

Мечеть в селе Мамар. Фото: The State Committee on Affairs with Religious Associations of the Republic of Azerbaijan
Мечеть в селе Мамар. Фото: The State Committee on Affairs with Religious Associations of the Republic of Azerbaijan

Теперь, после жестокого изгнания армянской (и русской) общин, с аналогичными обвинениями выступает уже армянская сторона. Согласно данным Армянской апостольской церкви, приведённым в документальном сериале «Арцах» (выпуск от 29 сентября 2024 года), на территории, перешедшей Азербайджану, было оставлено 386 церквей, 400 средневековых кладбищ, 60 монастырских комплексов, 2385 хачкаров. По словам изгнанного из Арцаха предстоятеля Арцахской епархии епископа Вртанеса Абрамяна, за прошедший год азербайджанскими «оккупантами» было уничтожено около 15% из этих памятников. При этом азербайджанские чиновники настаивают, что, в отличие от армянской стороны, азербайджанская бережно относится к чужим святыням.

«Мы трепетно относимся ко всем религиозным храмам и восстанавливаем их. Думаю, что это одно из главных отличий между нами и армянами», – утверждает первый заместитель председателя Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджана Саяд Салахлы.

Религиозные деятели мира, как показал недавний мировой саммит религиозных лидеров в Баку, в карабахском вопросе, как и политики, строго разделены. Армянскую апостольскую церковь на саммит просто не пригласили.

Зато те, кто приехал, высказывали своё восхищение религиозной терпимостью президента Алиева и мирным сосуществованием всех религий и культур в современном Азербайджане. Все делегаты, включая представителей РПЦ, съездили на экскурсиию в «освобождённый» Карабах, посетили там город Агдам и, как сообщает Спутник-Азербайджан, «ознакомились с последствиями армянского вандализма в городе, а также с ходом строительно-восстановительных работ, проводимых после его освобождения от оккупации».

Саммит религиозных лидеров СОР29. Фото: Служба коммуникации ОВЦС / patriarchia.ru
Саммит религиозных лидеров СОР29. Фото: Служба коммуникации ОВЦС / patriarchia.ru

Некоторые радикальные перестановки в оценках ситуации в Арцахе/Карабахе произошли буквально на наших глазах. До недавнего времени Россия поддерживала Армению и Армянскую апостольскую церковь; США, напротив, вели дела с Азербайджаном и местными мусульманами. Теперь всё изменилось в точности до наоборот. Азербайджан – ключевой союзник РФ на Кавказе, что было зафиксировано в хвалебной речи патриарха Кирилла в адрес президента Алиева.

«Считаю, что Азербайджан является образцовым государством. В первую очередь потому, что здесь существуют две сильные общины – мусульманская, которая более многочисленная, и православная. Их взаимодействие очень гармонично», – сказал патриарх в интервью азербайджанским журналистам в среду на полях X Санкт-Петербургского международного форума объединённых культур, чем в буквальном смысле слова потряс армянскую аудиторию, прежде считавшую патриарха «своим». «РПЦ прославляет агрессию Алиева в Арцахе: это и есть их христианская позиция?» – вот вкратце реакция верующих армян.

Зато Дональд Трамп, напротив, вступился за изгнанных со своей родины христиан Арцаха. «Камала Харрис ничего не сделала, когда 120 000 армян-христиан подверглись жестоким преследованиям и были насильно выселены из Арцаха. Христиане по всему миру не будут в безопасности, если Харрис станет президентом США. Когда я вернусь в Белый дом, я защищу преследуемых христиан, буду работать над прекращением насилия и этнических чисток и установлю мир между Арменией и Азербайджаном», – заявил Трамп (хотя именно в его первый президентский срок началась Вторая Карабахская война, и для защиты армянских христиан и их святынь США тогда ничего не сделали).

Словам Трампа, при всём их популизме, предшествовала экспертная подготовка. В разгар президентской гонки в США ряд международных правозащитных организаций, такие как, в частности, Freedom House и Международное партнерство по правам человека (IPHR), обе организации признаны нежелательными в РФ,  – опубликовали доклад под названием «Почему в Нагорном Карабахе нет армян?», составленный на основании интервью с армянскими беженцами из Арцаха. В нём, по мнению авторов, документально подтверждаются «несколько систематических и грубых нарушений прав человека и международных преступлений, включая внесудебные казни, пытки или депортации, уничтожение культурных ценностей и имущества». IPHR систематически выступает с критикой властей Российской Федерации, так что, можно сказать, армянская сторона в данном случае продемонстрировала, что она меняет своих покровителей в большой политике.

Мужчина показывает паспорт на контрольно-пропускном пункте "Лачин" на въезде в Лачинский коридор. Фото: Мурад Оруджев / Sputnik / РИА Новости
Мужчина показывает паспорт на контрольно-пропускном пункте "Лачин" на въезде в Лачинский коридор. Фото: Мурад Оруджев / Sputnik / РИА Новости

«Наши священнослужители в такой же ситуации, как и наш народ» 

Армянская апостольская церковь вследствие описанного изменения геополитических «раскладов» оказалась в ещё более сложном положении, чем прежде. Епархия, с точки зрения руководства ААЦ, продолжает существовать «в изгнании». Глава Арцахской епархии архиепископ Вртанес Абрамян уверен, что «колокола церквей Арцаха в ближайшем будущем вновь зазвонят». На данный момент духовенство епархии, изгнанное вместе с народом Арцаха, пытается остановить полную «деарменизацию» Карабаха и хотя бы остановить уничтожение своих храмов и кладбищ. Будучи все последние годы в стойкой оппозиии собственному правительству, глава которого не раз призывал к отставке патриарха и даже добился исключения «Истории Церкви» из школьной программы для армянских детей,  Эчмиадзин тем не менее за отсутствием других источников поддержки тоже вынужден искать помощи в западном мире.

С подачи церкви, с протестом против уничтожения Азербайджаном культурного и духовного наследия армян Карабаха, в частности против «деарменизации» церкви Казанчецоц в Шуши, выступила также международная организация Monument watch. Судя по фотографиям, распространëнным азербайджанской стороной, в оформлении храма уничтожаются признаки армянского архитектурного стиля: купол, надписи, характерные  кресты, скульптуры ангелов; предположительно, храм будет перестроен в «русском стиле», так как, по сообщениям азербайджанских медиа, «Сурб Казанчецоц в Шуши была русской православной церковью, якобы построенной в 1805 году для русских военных, находящихся в Шуши». 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев внутри соборе Святого Христа Всеспасителя в Шуше. Фото: president.az
Президент Азербайджана Ильхам Алиев внутри соборе Святого Христа Всеспасителя в Шуше. Фото: president.az

Арцахская епархия в известной степени заместила собой уничтоженную Республику Арцах. В частности, она взяла на себя часть документооборота: например, выдаёт арцахцам свидетельства о крещении и венчании. «Для нас обязательно, чтобы арцахец, который крестился и венчался по правилам Святой церкви, получил эти свидетельства», – заявил в эфире Общественной телекомпании Арцаха предстоятель Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян. Именно епископ Вртанес, а не более раскрученный в медиа архиепископ Баграт, становится сегодня реальным духовным лидером армянской нации. Именно он сегодня координирует работу с депортированным населением Арцаха.

Архиепископ Вртанес Абрамян. Фото: artsakhdiocese.am
Архиепископ Вртанес Абрамян. Фото: artsakhdiocese.am

«Сохранение Арцахской епархии важно постольку, поскольку она является не только центром единения арцахцев, но и имеет символическую роль. Сохраняя Арцахскую епархию, мы также сохраняем надежду и веру в то, что наше возвращение обязательно произойдёт», – сообщил в интервью «Столу» архиепископ Вртанес. По словам владыки, в дни национальной трагедии Армянская церковь – вместе со своей паствой: «Наши священнослужители в такой же ситуации, как и наш народ. На сегодняшний день сохранился штат Арцахской епархии, а также действует епархиальный совет. Под распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго наши священнослужители были назначены в разные епархии для продолжения там своего духовного служения».

«Священнослужители чувствуют себя счастливее, когда видят, что в их нынешней пастве есть и граждане Арцаха. Мы также не хотим, чтобы наши священники были отделены от своей паствы, они тоже находятся в тех же заботах и ​​мыслях и постоянно молятся о возвращении в родной Арцах, где они служили долгие годы. Мы всегда находимся в контакте с нашим духовенством и при любой возможности собираемся вместе и молимся за наш Арцах», – говорит глава Арцахской епархии. По словам епископа, епархия делает всё, чтобы помочь беженцам сохранить связи друг с другом: «Арцахская епархия сегодня не имеет отдельных приходов в Армении, но после вынужденного переселения мы делаем всё, чтобы арцахцы были едины, чему также будет способствовать открывшийся недавно офис Арцахской епархии».

В первые месяцы после исхода армян из Арцаха  в прессе встречались утверждения, что на местах всë не всегда гладко, что беженцам из Арцаха порой трудно найти работу, что в Армении их неохотно принимают, считают дополнительной нагрузкой на экономику. По словам епископа, церковь борется с подобными явлениями: «С первого дня и по сегодняшний день народ Армении старается сделать всё возможное по всем направлениям, чтобы морально и материально облегчить бремя народа Арцаха, находящегося в тяжёлом положении. Однако подобные неприятные инциденты, о которых также сообщалось в прессе, не носят массового характера. Есть люди с разными характерами, и не у всех может быть одинаковое мышление. Однако сознательный человек не может негативно относиться к переселенцам, потерявшим всё и находящимся в тяжёлом психическом состоянии».

По словам владыки, церковь оказывает в том числе материальную поддержку беженцам: «Первопрестольный Святой Эчмиадзин под руководством Католикоса Всех Армян Гарегина Второго всегда был на стороне арцахцев, и до сих пор продолжаются соответствующие программы, такие как оказание финансовой поддержки многодетным семьям. Управление социальной службы Первопрестольного Святого Эчмиадзина всегда держит арцахцев в центре своего внимания. Община Русской православной церкви, насколько мне известно, находится в контакте с русской общиной Карабаха, и они стараются помогать беженцам в пределах своих возможностей».

Католикос Всех Армян Гарегин Второй. Фото: armenianchurch.org
Католикос Всех Армян Гарегин Второй. Фото: armenianchurch.org

Как отмечает епископ, приходится признать, что спустя год после изгнания моральное состояние многих беженцев стало даже более тяжёлым: «После вынужденного переселения арцахцы оказались в сложной финансовой и моральной ситуации. Сейчас, год спустя, когда повседневные заботы более или менее облегчились, арцахцы рассуждают о ситуации более хладнокровно, что ещё усугубляет раны». По словам епископа, арцахцы, с которыми ему удалось побеседовать за прошедший с изгнания год, в основной своей массе мечтают вернуться в свои дома: «В предыдущие месяцы я провёл ряд встреч с арцахцами и задал им вопросы, в результате чего могу отметить, что более 90 процентов граждан Арцаха, участвовавших в этих встречах, готовы вернуться в Арцах только при одном условии: если Арцах не будет в составе Азербайджана. Это число может увеличиться, если будут также международные гарантии безопасности. Наше духовенство также разделяет мнение народа».

Епископ Вртанес также занимается вопросами сохранения армянских памятников на утраченных территориях. По словам епископа, процесс продвигается с трудом: «Мы стремимся предотвратить вандализм в оккупированном Азербайджаном Арцахе и делаем для этого всё необходимое. Мы обратились в ряд международных структур и сегодня продолжаем работу по информированию международного сообщества о том, что происходит в Арцахе. Различные международные структуры обращаются с призывами, но последовательных практических шагов не наблюдается».

Церковь также вовлечена в процесс освобождения армянских пленных, по-прежнему остающихся в заключении в Азербайджане. Так, 11 ноября председатель постоянной Комиссии национального собрания по обороне и безопасности, депутат от правящей партии «Гражданский договор» Андраник Кочарян сообщил журналистам, что вёл переговоры по этому поводу с католикосом Гарегином II.

«Я лично занимался вопросом пленных. Я говорил о возможности, которую вижу, о том, какого результата можно было бы добиться посредством церкви. Я сам поехал в Патриаршие покои, выступил с этим предложением. Сейчас не могу оценить результат». На вопрос о реакции католикоса Кочарян ответил: «Нет, он не отказался, действия были, результат, конечно, надо рассматривать в контексте будущего. Но вопросом пленных надо заниматься без обнародования, до возвращения последнего пленного».

Братские связи и небратские высказывания

Тем не менее поддержку действиям Азербайджана в Карабахе ранее уже высказало руководство Бакинской епархии РПЦ. Как заявил журналистам епископ Бакинский и Азербайджанский Алексий (Смирнов) на мероприятии по случаю 137-летия церкви Александра Невского в городе Гяндже, Русская православная церковь всегда поддерживала территориальную целостность Азербайджана.

Епископ Бакинский и Азербайджанский Алексий (Смирнов). Фото: pravoslavie.az
Епископ Бакинский и Азербайджанский Алексий (Смирнов). Фото: pravoslavie.az

Деятельность РПЦ на армяно-азербайджанском направлении в целом выглядит довольно опасной игрой. Архимандрит Алексий (Никаноров), несмотря на его вынужденное возвращение в Европу и так и не состоявшееся поставление на бакинскую архиерейскую кафедру, продолжает играть ключевую роль в церковной политике Азербайджана. И, судя по последнему назначению (приход на острове Мальта), остаëтся фаворитом Московской патриархии. В интервью Бакинскому TV отец Алексий, автор исторических трудов о «Кавказской Албании», вновь заявил о «насильственной арменизации албанских христиан» и о необходимости воссоздания независимой монофизитской Албанской церкви, которую в XIX веке поглотила Армянская. При этом проводится параллель с Грузинской церковью, которую, в свою очередь, при Николае I поглотила Российская. Вывод спикера: если Грузинская церковь сегодня вернула себе автокефальный статус, то и Албанская имеет право на то же самое.

Столь откровенно антиармянское интервью о. Алексия, выпущенное к тому же в годовщину изгнания армян из Арцаха, выглядит логическим продолжением упомянутой проазербайджанской речи патриарха Кирилла. Вместе с тем это сознательный выход за «красные линии», негласно присутствующие в московской церковной политике. Есть мнение, что призывы к отделению от ААЦ еë Арцахской епархии и передачи еë храмов на занятой Азербайджаном территории новому церковному образованию (независимость самопровозглашённой Албано-Удинской церкви едва ли будет признана со стороны ААЦ в обозримом будущем) – прямой путь к расколу монофизитского мира из-за споров о статусе церквей Карабаха. По аналогии с расколом мирового православия из-за украинского вопроса. Монофизитский мир  – это, соответственно,  Коптская церковь, Эфиопская церковь, Армянская апостольская церковь, Сиро-Яковитская церковь, Маланкарская сирийская церковь в Индии, Эритрейская.

На фоне происходящего прежние братские отношения РПЦ и ААЦ  подвергаются серьёзному испытанию. Сфера русско-армянских «внешних церковных связей» давно не переживала подобного кризиса. Политическое давление на патриарха Кирилла ввиду укрепления российско-азербайджанского альянса сегодня как никогда сильно. Ранее предстоятель РПЦ всегда высказывался проармянски и пресекал антиармянскую риторику среди своих подчинëнных. В 2021 году патриарх подверг резкой критике священнослужителей Бакинской епархии за повторение нарративов азербайджанской пропаганды относительно «возвращения Карабаха» и «небратские высказывания» по отношению к ААЦ. Нашумевшее радикальное проазербайджанское выступление патриарха Кирилла было сделано на следующий день после выступления архиепископа Армянской апостольской церкви Микаэла Аджапахяна в российских СМИ. Архиепископ Микаэл тогда, 10 сентября, заявил, что РПЦ и ААЦ должны возглавить процесс российско- армянского урегулирования: «Обе церкви должны быть в авангарде, поддерживая братские связи между нашими народами и государствами».

Трехсторонняя встреча Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru
Трехсторонняя встреча Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru

Судя по всему, армянские власти также стремятся сократить сотрудничество с РПЦ. Смена армянского посла в России (с Агаршака Арутюняна на Гургена Арсеняна) призвана в том числе вбить клин в отношения РПЦ и местных структур Армянской апостольской церкви и нейтрализовать деятельность Союза армян России, заявляющего о своей поддержке протестного движения архиепископа Баграта. «Союз армян России», напомним, в мае заявил: «САР выражает свою безусловную поддержку начавшемуся процессу по очищению Армении и призывает каждого армянина, вне зависимости от социального положения, партийной принадлежности и места проживания, присоединиться к патриотическому движению во главе с Багратом Србазаном». Ещё раньше, в  апреле, САР также категорически осудил «информационную травлю, организованную в Армении в отношении архиепископа Баграта Галстаняна, как и силовые методы и запугивания, применяемые в отношении жителей армянских сёл, вставших на защиту своего права на Родину».

Прежний посол, Агаршак Арутюнян, активно поощрял армяно-российскую дружбу и межцерковные контакты в том числе. При посещении городов России он практически всегда бывал в местном приходе ААЦ и подчëркивал важность сотрудничества диппредставительства с местными епархиями. 1 июля на встрече с армянской диаспорой в Белгороде он прямо назвал армянские общины (а это практически равнозначно приходам ААЦ) «связующим звеном между Россией и Арменией»: «Подхожу к общинам как к звену, которое является связующим звеном между Россией и Арменией, является основой наших союзнических отношений».

По данным «Сильной Армении», решение о замене Арутюняна созрело у армянских властей в начале июля – после того как посол посетил Белгород и Курск и высказал слова сочувствия местным жителям. Арутюнян тогда принëс цветы к зданию, разрушенному ВСУ, и сказал: «Место горя десятков людей, не только тех, кто пострадал, это оказывает психологическое воздействие на весь город. Здесь одно чувство можно испытать – сострадание, понимание всего масштаба этого горя. И естественно возникает желание, чтобы это всё быстрее закончилось». Как сообщает канал «Ереванский наблюдатель», смена посла связана с желанием Пашиняна переформатировать армянскую диаспору в РФ и сделать еë более лояльной нынешнему прозападному курсу Армении: «Гургену Арсеняну, который уже сдал депутатский мандат и готовится сменить Вагаршака Арутюняна на посту посла Армении в РФ, задачу поставил лично премьер Никол Пашинян. Новый армянский посол должен будет свести на нет активность ярко оппозиционного по отношению к Пашиняну Союза армян России. По сути, речь идёт о переформатировании и создании заново армянской диаспоры в РФ».

Читайте также