Итак, настоятельница Покровского женского монастыря на Таганке в Москве игуменья Феофания купила «Mercedes-Benz» S-класса. Это около 10 млн рублей. Моя машина стоит в 100 раз меньше! Казалось бы, после того, как по федеральным каналам нам показывали целые квартиры, набитые килограммами денег, такие новости уже не удивляют. Тем более что Покровский монастырь – это неоскудевающая казна, ведь туда не зарастает тропа к мощам Матронушки Московской. Но тут есть о чём поразмышлять.
Нет, мне не интересно, сколько денег у церковного руководства, зачем им дорогие машины и почему им дарят всё это без меры. Когда мы видим нечто подобное и в нас закипает чувство несправедливости, в этот момент надо понаблюдать за собой. Что именно нас не устраивает? То, что у нас нет таких денег? Или это не соответствует нашим представлениям о правде? Или, может быть, это обычная межсословная зависть?
«Что?!! – спросите вы. – Ты откуда вылез со своим архаичными взглядами на Россию?»
Да, формально наше общество не поделено на сословия по праву рождения или наследования титула. Но в реальности расслоение существовало всегда и будет существовать в разных видах. Для кого-то критерием принадлежности человека к тому или иному сословию будут деньги, для кого-то – кровь или фамилия, но реально это определяется способом жизни, целями и делами. В каком-то смысле сословие и предназначение человека – близкие понятия. Правильно ощутивший своё предназначение человек органичен и эффективен в рамках своего сословия.
Источником жизненных возможностей для бизнесменов, например, является предпринимательство. Чаще всего цель деловых людей – это успех в делах, получение прибыли. Демонстрация благосостояния для них – это верный знак своей состоятельности в рамках конкретного сословия. То есть в мире бизнеса он состоялся. Им не нужно ничего доказывать людям, которые не попадают в сферу их деловых или жизненных интересов. Для таких людей «Мерседес» S-класса – самое то. Дорогие часы им тоже нужны, как и дворец с фонтаном, и прислуга, и апартаменты в Ницце.
А для государственного чиновника все эти развлечения и понты недопустимы. Чиновник, слуга народа, должен получать достойную зарплату и приличный соцпакет, чтобы он занимался только своими профессиональными заботами. Тот, кто не сдержан и не умерен в своих материальных притязаниях, не должен становиться чиновником. Амплуа государственного мужа – это ответственность. В ответ на это он должен иметь почёт и уважение. В соответствии с этим авто такого человека должно быть хорошим, но без вычурности и излишеств, что-нибудь отечественное из премиум-сегмента. А дом – уютный и просторный – должен напоминать академические коттеджи в Дубне.
Чем ближе жизнь чиновника к этому идеалу, тем крепче он стоит на своих ногах. И чем ближе его стремления к идеалам бизнес-сословия, тем бо́льшим временщиком он является у себя на службе. И это так видно, и часто так по́шло… Жизнь так или иначе подравняет таких.
Монашествующий же человек живёт на пожертвования. Такое духовное лицо отказывается от собственности, поскольку его «сокровища на Небесах». А собственность будет отвлекать его от главного, она постоянно требует к себе внимания. Если пожертвования обильны, этот человек может вести достойную жизнь, будучи готовым в любую минуту отказаться от того, что пришло к нему даром. Вопрос благосостояния для него не стоит в принципе. А цель его – в стяжании Духа Святого.
Приобретая для себя в дар или за деньги «мерседесы», люксовые квартиры и часы дорогих брендов, наши духовные лица падают ниже своего призвания. Таким образом они ассоциируют себя с сословием бизнесменов, но при этом они хотят казаться своими среди чиновников. А те тоже раздвоены до нижних пуговиц: ногами стоят на государственной службе, а руками загребают жар из кипрских офшоров.
Однако в народе подспудно не угасает совестливое чувство, что всё должно быть как-то иначе. Поэтому и отношение к таким персонажам соответствующее, сопряжённое с навязчивым желанием «подравнять» временщиков. А с духовного лица спрос всегда будет выше. Ведь суд Божий – это не то, что произойдёт с нами когда-то. Всякий верующий человек знает, что он судится сейчас от своего слова, от своего дела, совести, наконец.
Для чего я всё этого говорю. Осознание своей сословности, как и своего призвания, – это важная вещь. Уйти от этого в нашем грешном мире невозможно, а вот избавиться от комплексов – полезно. Если ты всерьёз хочешь равенства, то оно есть только в глазах Божьих. А чтобы посмотреть на мир Его глазами, нужно быть целостным, а не казаться кем-то, не блуждать по тёмным тропам нашей короткой жизни и не пудрить мозги окружающим.
Прицел на перекрестьи духа и смысла укажет нам путь.