Собор архистратига Михаила. Православный календарь

21 ноября по новому стилю (8 ноября – по старому) Церковь празднует Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Икона «Собор Архангела Михаила». Фото: Государственный музей палехского искусства

Икона «Собор Архангела Михаила». Фото: Государственный музей палехского искусства

Имя «Михаил» в переводе с древнееврейского значит «Никто как Бог». Митрополит Антоний Сурожский объяснял это выражение как свидетельство крепости веры: «Это слово выражает всё стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнёс одно это слово, которое определило всё для него: “Никто как Бог”, и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. “Никто как Бог” – в этом выразилось всё знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встаёт и свидетельствует».

Также архангела Михаила именуют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. 

Об этом говорится в «Откровении Иоанна Богослова»: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…» (Откр. 12: 7–9).

* * *

Как правило, в Священном писании имена ангелов не фигурируют, однако архангел Михаил – исключение из всех правил. В частности, одно из самых ранних упоминаний о небесном архистратиге содержится в «Книге пророка Даниила»: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13); «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге…» (Дан. 12:1).

Икона «Архистратиг Михаил Грозных сил воевода». Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
Икона «Архистратиг Михаил Грозных сил воевода». Фото: Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Также считается, что именно архистратиг Михаил явился Иисусу Навину у стен Иерихона: «И видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5: 13–15).

Наконец, Архангел Михаил упомянут в «Послании Иуды»: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”». (Иуд. 1: 9). Речь о том, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. Рассказ об этом споре содержится в апокрифическом «Сказании о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея».

Впрочем, если говорить об апокрифах, то самый подробный рассказ об ангельских чинах и воинстве можно найти в «Книге Еноха», где упоминается не только архангел Михаил, но и все прочие ангельские начальники: Гавриил, Рафаил, Фануил, Уриил и т.д.

* * *

Сам праздник Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен в IV веке – в 363 году – на поместном Лаодикийском соборе, на котором было осуждено еретическое мнение об ангелах как повелителях Вселенной. 

Блаженный Феодорит обличал всякого, кто поклонялся ангелам: «Ангелов же не боготворим, подобно эллинским стихотворцам и философам, естества бесплотного не делим на женский и мужеский пол, осуждаем непотребные смешения невидимых сил, не признаём их, как баснословят еретики, творцами твари, не утверждаем, что совечны они с Богом всяческих… Веруем же, что Ангелы сотворены Богом всяческих, ибо сему научены мы. Песнопевец Давид, призывая Ангелов и небесные силы песнословить Бога всяческих, присовокупил: “Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный”... А три отрока, в пещи благословляя Бога, к общению в песнопении призывали всю тварь, и прежде всего Ангелов. Потом непосредственно за сим присоединяют отроки: «благословите Ангелы Господни, Господа» (Дан. 3, 58), научая сим, что и Ангелы составляют часть дел Божиих. Божественный Апостол яснее преподал нам это. Ибо, упомянув о Господе нашем Иисусе Христе, присовокупил: “яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая”, и оставив видимое, как известное, перечисляет чины невидимые, “аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася”» (Кол. 1: 16).

Тем не менее в виде компромисса с ангелопоклонниками собор утвердил православное почитание Небесных Сил бесплотных. 

Сам праздник был установлен 8 ноября (по старому стилю), то есть в восьмой день девятого месяца. В то время год начинался с 1 марта. Восьмой день символизирует будущий Собор всех Небесных Сил во время Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «восьмым днём», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31). 

Девятый же месяц года указывал на девять чинов ангельских. 

Икона «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных». Фото: Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник
Икона «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных». Фото: Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник

* * *

Митрополит Антоний Сурожский 

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что, когда придёт время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано всё о нём; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемнённости, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые. Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льётся через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому жёлобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льётся, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падёт на драгоценный камень, дойдёт до его сердца и оттуда ответным сиянием бьёт в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаём, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемнённое, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познаёт глубины Своей твари...

Но их личная святость явлена нам ещё особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имён вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чём их особая святость… 

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и ещё он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Икона «Архангел Михаил с деяниями». Фото: Архангельский собор Московского Кремля
Икона «Архангел Михаил с деяниями». Фото: Архангельский собор Московского Кремля

Другой Архангел, Гавриил, чьё имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принёс Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому, это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нём или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя...

И ещё: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нём мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нём начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне... Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущённость нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми – как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает всё вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познаёт Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь – от земли на Небо, от тяжёлой нашей воплощённости в просветлённость и прозрачность... Ангелом на земле является неложный свидетель – Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» – Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемнённости к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас.  Аминь.

Читайте также