Разного пошиба
Советская икона, рождённая в эпоху запретов и дефицита, тем не менее отличалась разнообразием техник, материалов и стиля оформления – возникли отдельные школы и пошибы.
Школы советских икон развивались на основе локальных особенностей, отражая культуру и быт конкретного региона. Например, мастера в южных районах, таких как Воронежская или Липецкая области, предпочитали использовать кружево для украшения икон. Это перекликалось с местной любовью к изысканным тканям и ажурным узорам, характерным для свадебных и праздничных нарядов.
В Нижегородской области была популярна техника использования металлической фольги. На юго-западе региона преобладала серебристая гамма, тогда как в восточных районах, ближе к Мордовии, использовали яркие и насыщенные цвета, перекликающиеся с традиционными мордовскими костюмами.
Пошибы советских икон отличались не столько географией, сколько подходом к технике. Где-то предпочитали работать с подфолежными иконами, где образы были лишь частично прописаны, а скрытая под окладом часть оставалась пустой. В других местах популярность завоевали полностью раскрашенные фотографии, ставшие основой для «фотографических икон».
Фото: Алексей Петров / Тверской клуб краеведов / vk.com
С введением стандартной ленты фольги в 1960-х годах появился ещё один фактор унификации – об этом ниже. Однако даже эта унификация не уничтожила разнообразия. Одни мастера экспериментировали с ажурным орнаментом, вырезанным вручную, другие создавали барочные композиции из искусственных цветов, третьи – всего и не перечислить.
Молоко и атом
Фольга – главная героиня фолежных икон. В послевоенные годы её буквально собирали всем селом. В ход шла упаковка от чая, шоколада и молочных продуктов. Однако настоящая «революция» произошла в 1960-х годах, когда советская молочная промышленность перешла на стандартные крышки из алюминиевой фольги.
Эти крышки (вернее, фолежная лента, из которой и делали эти самые крышки) стали основным источником материала для деревенских мастеров. Они использовали их для создания блестящих орнаментов, венков и даже фонов для икон. «Молочная» фольга легко поддавалась обработке: её можно было вырезать, сгибать, чеканить. Золотистая фольга использовалась для нимбов, серебристая – для орнаментов, а цветные крышки (зелёные, синие) подходили для декора и деталей. Простота работы с материалом сделала фольгу доступной и удобной, а её разнообразие позволяло мастерам создавать невероятные украшения.
Поскольку молочные заводы были раскиданы по всей стране и на все заводы поставлялась одна и та же фолежная лента в бобинах по 5–6 килограммов, то хорошая фольга стала доступной не только в крупных городах, но и в самых удалённых уголках страны, где её с удовольствием использовали мастера для создания икон. Забавно, но именно ширина этой фольги определила глубину киотов по всей стране – 6 сантиметров. Вот и получается, что вначале молочная промышленность перешла на стандартную тару для своих продуктов, а вслед за ней и мастера фолежных икон стандартизировали и свою «упаковку».
Но не только молочная промышленность повлияла на советскую иконы. В некоторых регионах (например, в Сарове (бывший Арзамас-16)) мастера использовали специальную фольгу – отходы атомного производства. Этот материал был прочным и ярким, что позволило создавать иконы, выделявшиеся особенно долгим блеском и прочностью. «Атомная» фольга была идеальна для создания сложных орнаментов, которые выглядели как настоящее золото.
Таким образом, два источника фольги – молочная и атомная промышленность – стали основными для создания фолежных икон второй половины XX века. Молочная фольга обеспечивала доступность и массовость, а материал из атомной отрасли – уникальность и долговечность. Такое вот сочетание ресурсов, которые в обычной жизни могли бы показаться совершенно не связанными.
Фото: Алексей Петров / Тверской клуб краеведов / vk.com
Как английская королева повлияла на мордовские иконы
Королева Виктория, правившая Великобританией с 1837-го по 1901 год, оказала влияние на культурные традиции не только в Европе, но и за её пределами. Один из её вкладов – это использование венков из флердоранжа в свадебной символике. В 1840 году, когда королева Виктория вышла замуж, она впервые украсила свою причёску венком из этих цветков. Это украшение стало символом чистоты, невинности и благословения на брак и вскоре распространилось по всей Европе, а потом и в Российской империи.
В России венки из флердоранжа стали популярными свадебными украшениями. И не только свадебными. Искусственные цветы, напоминающие венки Виктории, стали неотъемлемой частью украшений для советских фолежных икон, особенно в регионах с выраженной этнической спецификой, таких как Мордовия.
Для создания этих венков использовались доступные материалы: воск и парафин для бутонов, ткани, включая остатки пионерских галстуков, для ярких цветов, и фольга, которая служила не только фоном, но и лепестками.
Таким образом, идея, пришедшая из викторианской эпохи, обрела новое лицо в советском народном искусстве, став элементом украшения и сохранения культурного наследия. Эта традиция показывает, как культурные влияния, даже из далёких стран и времён, могут адаптироваться и становиться частью местной религиозной практики. Королева Виктория, возможно, и не подозревала, но её свадебный венок оставит свой след в народной религиозной традиции на другом конце Европы – в атеистическом советском государстве.
Фото: Алексей Петров / Тверской клуб краеведов / vk.com
«Какой фигнёй вы занимаетесь!»
Как я уже писала, выставка фолежных икон произвела на меня сильное впечатление. Но что я? Простой обыватель. В академических же и профессиональных кругах работа исследователей советских икон вызывает двоякую реакцию. Искусствоведы и антиквары, привыкшие к классическим писаным иконам, часто с иронией или недоумением воспринимают интерес к такому проявлению религиозности.
«Какой фигнёй вы занимаетесь!» – эта фраза часто звучит в общении с антикварами. Для них ценность иконы измеряется в первую очередь эстетическим уровнем и техническим мастерством исполнения – иначе не продать. И советские иконы, балансирующие на грани китча и примитива, не вписываются в привычные каноны. Для профессионалов, ориентированных на рынок, эти работы кажутся скорее предметом фольклора, чем искусством.
Тем не менее даже самые убеждённые скептики признают, что советские иконы представляют этнографическую ценность: они не просто отражают религиозные традиции, но и документируют эпоху, в которой создавались. Смешение бытового и сакрального, использование подручных материалов и наивных техник – всё это делает их уникальным явлением, способным рассказать о жизни, вере и культурных трансформациях советской деревни.
Советские иконы стали примером того, как в условиях запрета и дефицита народная религиозность находила способы выражения, сохраняя связь с традицией.
Эти иконы – больше чем предметы веры. Они – портрет времени, в котором сакральное и повседневное переплетались, а дефицит превращал каждую мелочь в драгоценный элемент. Искусствоведы и антиквары могут считать эти работы примитивными, но именно в этой их простоте кроется подлинность, которая так ценна не только для этнографов, но и для верующих людей.