Георгий Победоносец. Православный Календарь

Сегодня – день Георгия Победоноснца, который хорошо известен каждому русскому человеку по изображению на монетах и на гербе города Москвы. Но какое отношение к Москве имел этот каппадокийский легионер из дворца Диоклетиана? 


Икона «Чудо Георгия о змие. Фото: Государственный Русский музей

Икона «Чудо Георгия о змие. Фото: Государственный Русский музей

Его били римской трёххвостной плетью из воловьих жил с грузиками на концах, чтобы наносить рваные раны осуждённому. Такой же плетью бичевали Христа. Потом его посадили на раскалённого металлического быка. Затем бросили в яму с негашеной известью и стали поливать водой. Естественно из-за химической реакции всё это должно было сварить мученика. Но тот стоял прямо как струна и продолжал славить Бога – непобедимый командир первой когорты, любимый полководец самого императора Диоклетиана. 

Будущий великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в древнем городе Бейруте у самого подножия Ливанских гор. С ранних лет поступил на военную службу, стал командиром императорской гвардии, которая охраняла дворец Диоклетиана в Никомидии.

Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошёл в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, среди которых было немало и придворных императора, Георгий осмелился подать голос в защиту казнимых.

И сам был осуждён на жестокую казнь. 

Святой Георгий был заключён в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заковали в колодки, а на грудь положили тяжёлый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик всё терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец ушёл ко Христу в Никомидии в 303 году.

Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвящённом ему.

* * *

Но на всех иконах великомученик Георгий изображается не один, а со Змием – сидящий на белом коне святой копьём поражает в самую пасть опасную рептилию. 

Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил то ли дракон, то ли змей, который требовал от людей жертвоприношений – молодых девушек. 

И вот, однажды он потребовал себе в жертву дочь правителя той местности. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне святой великомученик Георгий, который копьём поразил змея. После чего обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Впрочем, житие Святого Георгия с его чудесными подвигом практически не имело никакого отношения к реальному духовному подвигу Георгия. Культ святого воина-драконоборца появился к началу Х века в Византии, когда в молитвах к нему припадали воины, нуждающиеся в укреплении перед боем.

Разумеется, небесный покровитель всех воинов должен был победить не простых солдат, но абсолютно инфернальную тварь – как Геракл победил болотную гидру, или как древнегерманский Тюр одолел змея Ёрмунганда. Тождество мотивов в житии христианского святого и языческих мифов оправдано тем, что большая часть воинов в византийских армиях была язычниками-наемниками, которые только начинали перенимать христианство. И понятно, что для большей убедительности полковые миссионеры просто вписывали христианских святых в понятное языческое пространство. 

И, кстати, Святого Георгия не всегда изображали со змием. В Успенском соборе Кремля хранится удивительный новгородский образ рубежа XII-XIII вв., на котором святой воин изображён не на коне и даже не в рост, а по пояс. На ней Георгий держит в левой руке меч, но не вздымает его победно вверх, но словно несёт крест перед собой. 

* * *

В России святой Георгий обрёл особый почёт. Это и крест Святого Георгия, который давался за особые заслуги, снова знаменитая теперь георгиевская лента и так далее. Но получая все эти награды, кто помнит, что Георгий – это прежде всего мученик? Что он не сам по себе чем-то велик, но так прославился только потому, что он христианин.

А вот покровителем Москвы он получился случайно. На дореволюционном гербе первопрестольной изображался не святой, а обычный воин на коне – там даже надпись сохранилась «ездец». Уже в наше время в герб вписали святого – наверное, это и хорошо.

В массовом же сознании Георгий Победоносец ассоциировался со свободой – в дореволюционное время именно в «Юрьев день» крестьяне могли по своей воле переходить к другому помещику. В частности, Судебник 1497 года устанавливал ограниченный ежегодный срок крестьянского выхода за неделю до Егория Осеннего (Юрьев день) и неделю после него.

Читайте также