«Ненатуральная сказка для детей» – так Карташёв называет в своих «Очерках по истории Русской церкви» легенду о выборе Владимиром веры. По мнению историка, не мог неистовый фанатик вдруг стать апатичным и почти индифферентным искателем вер. Более реалистические сведения об обращении Владимира были истреблены официальной цензурой греческой церковной власти.
2. Крещение Руси Владимиром, возможно, было не первым крещением Руси
Не только Карташёв, но и некоторые другие историки предполагают, что крестителями русов могли быть братья Кирилл и Мефодий во время своей миссии в Хазарию. Некоторые Византийские источники говорят о том, что в Киеве была установлена епископская кафедра. Выходит, простой народ Руси был крещён раньше, чем уверовала и была крещена русская знать. То есть христианство изначально не насаждалось сверху. В сказании хорвата Бандурича («Бандуриево сказание») говорится, что русские в IX веке сами призвали изобретателей славянской письменности, чтобы те научили их вере.
3. Мы получили веру не от Константинополя, а от болгар
Изначально русская церковь находилась в канонической зависимости не от Константинопольского патриархата, а от фактически автокефальной Болгарской Охридской архиепископии. Только при Ярославе Мудром, когда был установлен политический и церковный мир с греками, житийные и летописные тексты были переработаны и приспособлены к официальной версии, будто от начала русская церковь находилась в зависимости от Цареградской. Не всё вместилось в рамки этой версии. Нелепо выглядит в легенде о крещении эпизод войны с греками за город Корсунь и за невесту Анну.
4. Владимира крестили не в Корсуни
Русские писатели XI века, на которых ссылается Карташёв, отвергают факт крещения князя Владимира в Корсуни. Даже летописец, вставивший в «Повесть временных лет» легенду о крещении, упоминает о том, что существует несколько преданий о личном крещении князя. По некоторым сведениям, это произошло в Василёве – недалеко от Киева на речке Стугне. Также русским духовным писателям XI века, в частности монаху Иакову Черноризцу, было известно, что Владимир крестился раньше своего народа «и чуть не за три года до корсунской войны».
5. Крещение, скорее всего, датируется не 988 годом
Если следовать хронологии, о которой говорит Иаков Черноризец, то датой личного крещения Владимира (вероятнее всего, у себя дома, в Василёве) был 987 год. А крещение киевлян могло совершиться не раньше 990 – 991 года, «на третье лето по крещении», после взятия Корсуни.