Церковь и мигранты. Равенство закона для всех? 

Чем положение патриарха Кирилла отличается от положения папы Франциска

Фото: Чингаев Ярослав / Агентство «Москва»

Фото: Чингаев Ярослав / Агентство «Москва»

Нынешняя московская неделя была отмечена очередной эскалацией конфликта между двумя православными политиками: хозяином «Царьграда» и «Двуглавого орла» олигархом Константином Малофеевым и депутатом Госдумы РФ, первым заместителем председателя думского комитета по делам СНГ Константином Затулиным. Поводом стал очередной информационный вброс со стороны «Царьграда»  о том, что Затулин якобы в паре с муфтием Дамиром Мухетдиновым «вступили в заочный спор с президентом России Владимиром Путиным, подвергнув сомнению его слова об усилении мигрантской политики».

В реальности 20 ноября Госдума приняла «Обращение к Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину по вопросу реализации системных мер противодействия незаконной миграции». Затулин проголосовал «за», но назвал текст обращения несовершенным. В эфире радио «Говорит Москва» Затулин заявил, в частности, что агрессивная антимигрантская риторика и отказ детям мигрантов в приёме в школу только спровоцируют выступления против русских на постсоветском пространстве: «Само слово “запрет”, я категорически выступаю против слова “запрет”. Слово ”запрет” эхом разнесётся везде, в том числе в бывших советских республиках, которые соответственно отреагируют на это русофобией». Депутат также напомнил, что отказ в приёме в школу детям иностранцев противоречит Закону об образовании РФ и станет дискриминационной мерой.

Константин Затулин. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Константин Затулин. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

В ответ ресурсы Малофеева в очередной раз назвали Затулина «большим другом мигрантов». «Поздравляю “Царьград”. Геббельс отдыхает. Вы не против, если в дальнейшем, по вашей технологии, любые ссылки на вас буду начинать с фразы “Царьград и Геббельс считают…”?» – парировал Затулин.

Затулин известен фразой: «Мигрантофобия, как и нелегальная миграция, требует врачевания». Он сторонник подхода «если революцию нельзя предотвратить, то её нужно возглавить». В статье «Какая миграционная политика нужна России» он описывает свой план создания Департамента миграционной политики в правительстве РФ и предлагает ввести государственную программу «Миграция и репатриация».

Малофеев, напротив, последовательно развивает антимигрантскую риторику на всех подконтрольных ему площадках. И уже анонсировал создание в России новой партии по борьбе с миграцией. На церковных площадках под влиянием Малофеева всё чаще проводятся националистические, так же антимигрантские по духу акции. Так, осенью 2024 года, в частности, по-малофеевски были проведены традиционный Александро-Невский крестный ход в Санкт-Петербурге (12 сентября) и традиционный крестный ход в честь Дня народного единства в Нижнем Новгороде (4 ноября). Сугубо церковные неполитические шествия на этот раз прошли в формате «русских маршей» начала 2000-х годов. Духовенство на них терялось на фоне людей с чëрно-жëлтой черносотенной символикой. Ранее под контроль Малофеева были поставлены Всемирный русский народный собор и «Царские дни» в Екатеринбурге.

Мигрантский вопрос – один из самых острых сегодня и в светской политике, и в церковной. Он разделяет православное сообщество больше, чем тема экуменизма в 90-е и начале 2000-х. Архиерейский корпус РПЦ раздирают противоречия и взаимные упрёки «миссионеров» и «мигрантофобов».

«Мигрантофобы», в отличие от «миссионеров», сплочены и консолидированы, так как им покровительствует Малофеев. Их неформальные лидеры – архиепископ Савва (Тутунов) и митрополит Даниил (Доровских). Выступления архиепископа Саввы по мигрантскому вопросу всегда находятся в фарватере позиции таких российских политиков, как председатель Госдумы Вячеслав Володин и зампредседателя Совбеза Дмитрий Медведев. В частности, законопроект по поводу приёма детей мигрантов в школы анонсировал Володин. Ранее же подобные законодательные ограничения предварительно отрекламировал Медведев. Последний, по итогам совещания по государственной миграционной политике, заявил, что общий уровень образования в российских школах падает из-за детей, не знающих русский язык, и с приёмом в школы этой категории мигрантов «пора заканчивать». Вслед за ними 12 ноября о необходимости запрета на приём в школы РФ детей мигрантов, не знающих русский язык, высказался  и владыка Савва.

Позиция патриарха Кирилла по мигрантскому вопросу – традиционно сбалансированная и сдержанная: он стремится выдерживать баланс между «миссионерами» и «мигрантофобами» и не раздражать чрезмерно ни тех, ни других. Так, в своей речи на Юбилейном XXV съезде Всемирного русского народного собора в ноябре 2023 года патриарх выступил с довольно осторожной и взвешенной речью, суть которой заключалась в следующих словах:  «Допускаю, что обойтись совсем без миграционных потоков в экономическом плане сегодня действительно довольно сложно. Но это совсем не значит, что эти потоки не должны никак регулироваться и ограничиваться». Антимигрантская партия, впрочем, любит приписать слова патриарха собственному успеху. Активно поддерживающий группировку Саввы (Тутунова) телеканал Константина Малофеева «Царьград» склонен в таких случаях заострять выступления патриарха и преподносить их как выражение антимигрантской повестки, поэтому выдал заголовок: «Патриарх сказал то, что давно хотели услышать русские». В целом Тутунов, Малофеев и их сторонники в борьбе с «миссионерами» пытаются продемонстрировать, что все представители духовенства и общественности, кто выступает сегодня против грубой антимигрантской повестки и настаивает на деликатной миссии, – враги самого Его Святейшества. «Миграционное лобби против патриарха» – постоянная тема публикаций «Царьграда».

Константин Малофеев. Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Константин Малофеев. Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

Ясно, что для патриарха Кирилла антимигрантская риторика – скорее фигура речи, нежели политическая программа. Патриарх в принципе не националист. В вопросах миграции его прежде всего волнуют гуманитарные, общекультурные вопросы, такие как тема сохранения русской культуры и православной идентичности русского народа. «Образованный интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность», – заявил он осенью 2023 года на встрече со студентами МПГУ. Никакой агрессии,  мигрантофобии или исламофобии в этой речи не было. Через два дня после упомянутого выступления патриарх сидел напротив президента РФ бок о бок с раввином и муфтиями и говорил о мирном сосуществовании «авраамических религий». На последнем заседании Всемирного русского народного собора патриарх снова подчеркнул, что миграционная политика не должна быть дискриминационной и репрессивной: «Убеждён, что корректировка миграционной политики должна заключаться не только в пресечении потоков нелегальных мигрантов, что, конечно, тоже необходимо, и не только в том, чтобы декларативно провозглашать равенство закона для всех». То есть поддержал скорее Затулина, чем Малофеева.

С аналогичной позицией патриарх выступил и на состоявшемся на этой неделе, 28 ноября, пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора.

«Непропорциональное замещение коренного населения мигрантами – носителями иного цивилизационного кода, иного исторического опыта – может привести к критическому культурному дисбалансу в нашей стране. А это, в свою очередь, несёт несомненную угрозу Русскому миру, ценностным ядром которого является Православие», – заявил патриарх. При этом, как подчеркнул предстоятель РПЦ, Церковь категорически против любой дискриминации мигрантов, поскольку опыт пребывания в статусе «людей второго сорта» у православных в России  имеется, и они его никому не пожелают: «Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не выступает и не будет выступать за дискриминацию людей по национальному и религиозному признаку, ибо сама в недавнем прошлом страдала от такого притеснения».

Несмотря на давление Малофеева, финансирующего сегодня большое количество православных проектов в России, патриарх не сдаётся мигрантофобам. Одна из причин – зарубежные епархии РПЦ, в особенности среднеазиатские. В частности, против малофеевской мигранто- и исламофобии давно выступает епископ Савватий (Загребельный), глава Бишкекской епархии. «С помощью мигрантофобии в СМИ как средства решения этой болезни общества можно заработать только русофобию в странах Востока, куда мы, ещё недугующие западным духом, брезгливо поворачиваемся. И больно, что этим примитивно и близоруко воодушевляются отдельные лица в патриотических кругах, МИЛЛИОНАМ РУССКИХ ОСЛОЖНЯЯ ЖИЗНЬ В СТРАНАХ АЗИИ», – заявил владыка не где-нибудь, а на прошлом ВРНС. То есть непосредственно тем самым «близоруким лицам в патриотических кругах».

Патриарх Кирилл у памятника князю Владимиру. Фото: свящ. Игорь Палкин / foto.patriarchia.ru
Патриарх Кирилл у памятника князю Владимиру. Фото: свящ. Игорь Палкин / foto.patriarchia.ru

Любопытно, что ситуация в РПЦ во многом совпадает с ситуацией в Римской католической церкви – с тем лишь отличием, что в католическом мире тема миграции стоит ещё более остро и Ватикан в куда более сложном положении, чем Третий Рим. В отличие от РПЦ, на папу римского давит не частное лицо и не обычный олигарх, а непосредственно президент США. Предвыборная риторика Трампа в плане мигрантского вопроса практически совпадает с риторикой канала «Царьград» с поправкой на американский контекст. Трамп последовательно противостоит папе Франциску как «покровителю мигрантов». Католики традиционно реагируют на это симпатиями к демократам. Ценой колоссальных усилий Трампу удалось привлечь на свою сторону часть католического электората в США – в основном правую католическую интеллигенцию, недовольную либеральными реформами папы Франциска. Однако верхушка РКЦ – в частности американские католические епископы – так и не сдалась Трампу.  И ключевая причина – мигрантский вопрос. Паства РКЦ в США в значительной степени состоит из нелегальных мигрантов.

Дело в том, что если патриарх Кирилл просто призывает относиться к мигрантам по-человечески, то для папы Франциска мигранты – его настоящая опора, особенно в США. В некоторых католических общинах США это до половины прихожан, в основном выходцев из Латинской Америки. То есть РКЦ попросту рискует потерять паству, если Трамп не откажется от идеи массовых депортаций. «Католические епископы США сильно расходятся во мнениях по вопросам литургической реформы и церковного управления, однако все они единодушны в поддержке иммигрантов», – отмечает епископ Николас Ди Марцио, бывший глава Бруклинской епархии. Центр миграционных исследований, возглавляемый Ди Марцио, в октябре 2024 года, незадолго до президентских выборов, опубликовал свой отчëт. Согласно отчёту, «предлагаемая программа массовой депортации 2024 года опустошит американские семьи в социальном и экономическом плане», поскольку 5,8 млн домохозяйств США являются домом по крайней мере для одного нелегального резидента. Из них 4,7 млн ​​домохозяйств являются домом для нелегальных резидентов и граждан США или других лиц с легальным статусом. Таким образом, массовая депортация грозит разделить почти 5 млн американских семей.

Также в отчëте сообщается: «Массовая депортация приведёт к экономическим трудностям почти 10 миллионов граждан США. Средний доход домохозяйств со смешанным статусом снизится с $75 500 до $39 000 (падение более чем на 48 процентов)»; «5,5 млн детей, родившихся в США, живут в семьях, где есть по крайней мере один нелегальный житель, в том числе 1,8 млн детей живут в семьях с двумя нелегальными родителями». Денежные затраты на оплату завершения воспитания этих детей, родившихся в США, в случае массовой депортации оцениваются как минимум в 116,5 млрд долларов. Нелегальные работники вносят около 96,7 млрд долларов в виде федеральных, региональных и местных налогов; их исключение из рабочей силы окажет существенное влияние на местную экономику.

Иначе говоря, католики уже применяют против Трампа его же оружие: традиционные ценности. И утверждают, что депортация нелегальных мигрантов лишит обоих родителей 1,8 млн детей и хотя бы одного родителя – 5,5 млн детей. Попутно описываются прогнозируемые потери для американской экономики. 

Митинг в поддержку иммигрантов и беженцев в центре Миннеаполиса. Фото: Fibonacci Blue / Flickr
Митинг в поддержку иммигрантов и беженцев в центре Миннеаполиса. Фото: Fibonacci Blue / Flickr

Ранее в ходе предвыборной кампании Трамп анонсировал выдворение из страны до 20 миллионов мигрантов: «Это вторжение в нашу страну. Вторжение, подобного которому, вероятно, ни одна страна никогда не видела. Они прибывают миллионами. Я думаю, что сейчас у нас 15 миллионов. И я думаю, что к тому времени, как это закончится, у нас будет 20 миллионов. И это больше, чем почти в каждом штате». Будучи кандидатом в президенты, Трамп заявлял, что готов привлечь к депортации Национальную гвардию: «Я могу представить, что использую Национальную гвардию, и если необходимо, мне придётся пойти на шаг дальше. Мы должны сделать всё, что должны, чтобы остановить проблему, которая у нас есть». Впрочем, есть мнение, что Трамп уже готов признать, что его антимигрантская риторика была чистым популизмом. Возможно, массовые депортации всё же не состоятся, а всё ограничится лишь общим усилением полицейских мер в стране. По крайней мере в интервью The Wall Street Journal Трамп сказал, что он, возможно, не будет депортировать законопослушных нелегальных иммигрантов во время своего второго срока.

Согласно источнику автора в Московской патриархии, патриарх Кирилл уже встревожен высказываниями представителей антимигрантской партии о необходимости массовых депортаций и призывает архиепископа Савву (последний, к слову, тоже мигрант из Франции) относиться к мигрантам по-христиански. В отличие от папы Франциска, РПЦ не может пока похвастать большими успехами в миссии среди мигрантов. Случаи обращения мигрантов в православие единичны, и массовой базы в их среде церковь пока не имеет. Тревожных проявлений со стороны мигрантов в России немало. Однако устраняются они только планомерной работой. А популизмом мигрантофобов и примитивным копированием трампистских фокусов на русской почве патриарха Кирилла едва ли удастся увлечь.

 

Читайте также