«Освящённый ещё в утробе матери богодухновенною благодатью, он явил себя благоговейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и быть постником прежде, чем привык вкушать пищу, – так в житии святого Николая Чудотворца описывается его появление на свет. – По своём рождении, ещё в купели крещения, он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая сим честь Пресвятой Троице великим служителем и предстателем Которой он должен был явиться впоследствии...»
Сегодня уже очевидно, что подробности жизни праведного архиепископа Николая, жившего в 270–345 годах в Римской империи, известные по трудам Симеона Метафраста, а также Андрея Критского и патриарха Мефодия Константинопольского, являются плодом смешения житий двух святителей с одинаковым именем «Николай». Один из них в VI веке был в Ликии архиепископом Мир, другой же святитель Николай жил через двести лет и стал архиепископом Пинарским при императоре Юстиниане I.
Именно от жизнеописания Николая Пинарского авторы житий взяли эпизоды о родителях святого, о крещении младенца, о том, как младенец Николай отказывался пить материнское молоко по постным дням.
К заимствованию из жития Николая Пинарского можно отнести и эпизод с путешествием святителя в Иерусалим, ведь во время правления римских императоров III века Иерусалима, разрушенного римской армией, уже не существовало: город был заново отстроен лишь после Константина Великого.
Итак, согласно житию, составленному Дмитрием Ростовским, святитель Николай родился в одном из городов Ликии (ныне это территория Турции) и с самых ранних лет стал членом христианской общины. Достигнув возраста совершеннолетия, он был возведён в сан священника, а затем и пресвитера, то есть лидера религиозной общины.
Пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к страждущим. Он раздал всё своё имение нищим. Так, в житии описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал принудить их к занятию проституцией. Узнав об этом, Николай решил анонимно помочь девицам, избавив их от унижения принятия помощи от постороннего. Он просто тайком бросил мешок с золотом в их дом. Обрадованный отец выдал свою старшую дочь замуж, использовав эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай бросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай ещё раз бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, брошенного в окно, отец девиц побежал вслед за благодетелем и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с того клятву, что он никому об этом не расскажет.
Согласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулок, оставленный для просушки перед огнём. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков на Рождество.
В годы гонений епископ Николай был схвачен римлянами и надолго посажен в темницу. Вышел из тюрьмы он уже в преклонном возрасте – во времена правления императора Константина Великого. И тут же принялся бороться с языческими культами, разрушив в городе самый большой храм Артемиды.
К этому времени относится и эпизод с тремя стратилатами – воеводами, которых император Константин назначил подавить мятеж во Фригии.
«Это были воеводы Непотиан, Урс и Ерпилион. С великою поспешностью они отплыли из Константинополя и остановились в одной пристани Ликийской епархии, которая называлась Адриатским берегом. Здесь был город. Так как сильное морское волнение препятствовало дальнейшему плаванию, то они стали в этой пристани ожидать тихой погоды. Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием. Так как это случалось часто, то жители того города озлобились, вследствие чего на месте, называемом Плакомата, происходили между ними и воинами споры, раздоры и брань. Узнав о сем, святитель Николай решил сам отправиться к тому городу. Услышав о его пришествии, все граждане вместе с воеводами вышли ему навстречу и поклонились. Святитель увещевал их держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. После сего он пригласил воевод в город и радушно угостил их. Воеводы, наказав провинившихся воинов, прекратили волнение и удостоились благословения от святого Николая. Когда сие происходило, пришли из Мир несколько граждан, сетуя и плача. Припав к ногам святителя, они просили защитить обиженных, рассказывая ему со слезами, что в его отсутствие правитель Евстафий, подкупленный завистливыми и злыми людьми, осудил на смерть трёх мужей из их города, которые ни в чём не были повинны.
– Весь наш город, – говорили они, – сетует и плачет и ожидает твоего возвращения, владыко. Ибо если бы ты был с нами, правитель не осмелился бы сотворить такой неправедный суд.
Услышав об этом, архиерей Божий душевно восскорбел и в сопровождении воевод тотчас отправился в путь… Достигнув места казни, он увидал, что там собралось множество народа. Осуждённые мужи со связанными крест-накрест руками и с закрытыми лицами уже преклонились к земле, протянули обнажённые шеи и ожидали удара меча. Святитель видел, что палач, суровый и неистовый, извлёк уже свой меч. Такое зрелище приводило всех в ужас и скорбь. Соединив с кротостью ярость, святитель Христов свободно прошёл среди народа, без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю и затем освободил осуждённых мужей от уз. Всё это он сделал с великим дерзновением, и никто не смел его остановить, потому что слово его было властно и в действиях его являлась Божественная сила: он был велик пред Богом и всеми людьми…»
Послушание воевод не осталось без награды: позже святитель Николай спас от смерти и их самих, которые стали жертвами клеветников при императорском дворе. По подозрению в измене воеводы были осуждены на смерть, но только личное вмешательство святителя Николая спасло им жизни, после чего они стали учениками архиерея.
Также святитель Николай является покровителем мореплавателей: к нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с мачты.
В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Интересно, что в официальное житие святого не вошёл эпизод «Деяния о подати», видимо, по распоряжению императора Василия II, лично курировавшего работу над составлением свода житийной литературы (который в церкви называется Четьи Минеи). Между тем «Деяние о подати» вполне исторично. Осуществление грандиозного замысла императора Константина Великого по строительству новой столицы потребовало огромных средств, и когда в 327 году подошёл срок очередной переписи населения для пересмотра сборов, налоги с многих провинций были значительно повышены. Особенно острой проблема оказалась для небольших бедных областей, к которым относилась Ликия. Несправедливость чиновника, усугубившего налоговый гнёт, стала поводом для вмешательства епископа. Что ж, казна византийских монархов во все времена нуждалась в пополнении, и опасение, что влиятельные архиереи станут подражать свт. Николаю, обращаясь к императору с ходатайствами о снижении налога в своих епархиях, имело веские основания.
* * *
На Руси имя Николая Чудотворца получило известность уже при князе Ярославе Мудром. Именно по его приказу в киевском Софийском соборе было сделано мозаичное изображение святителя Николая. Известно, что воспитывался Ярослав на севере: сначала в Полоцке, в доме своей матери Рогнеды, потом княжил в Новгороде Великом, где особенно почитались покровители моряков. Однако настоящую популярность образ святого Николая обрёл уже при Владимире Мономахе, правившем в первой четверти XII века. Возможно, это связано с недовольством и борьбой русских князей с засильем византийского духовенства и купечества, заполонившего Киев. Из русских летописей известно, что в год принятия Владимиром титула князя в Киеве произошло несколько восстаний против греческих епископов во главе с митрополитом Нифонтом и ростовщиков. Тогда-то в Киеве и появилось анонимное «Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». В «Сказании…» подробно описывалось, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разорённый город Миры и взять его мощи. Жители Бари так и сделали. Таким образом, перенесение останков святого стало как бы предзнаменованием будущего падения спесивой Византии.
Поэтому и русификация образа святого пошла невиданными темпами. И уже в первый год княжения Мономаха было впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве письменными источниками. Это было свидетельство об исцелении утонувшего ребёнка под названием «Чудо о некоем детищи утопшем, его же Святый Никола жива сохрани».
Некие киевляне, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, уронили грудного ребёнка в воду. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. И в ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребёнка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нём своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого, а в Софии появился придел, посвящённый святителю Николаю.