У этого праздника очень непростая история. Прежде всего стоить уточнить, что слово «происхождение» – это не совсем верный перевод греческого слова, которое скорее означает «предъисхождение», то есть торжественный вынос вперёд частицы подлинного Креста Господня. О происхождении этого праздника «предъисхождения» в греческом Часослове 1838 года говорится так: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней».
Накануне Успенского поста из царской сокровищницы Константинополя выносили священный золотой крест с частичками настоящего Креста Господня, далее этот крест проносили по улицам столицы Византии – в храм Святой Софии, совершая по пути особые богослужения для водоосвящения и исцеления больных.
На Руси же этот праздник прижился благодаря князю Андрею Боголюбскому, который в 1164 году одержал победу в походе против поволжских болгар. Дело в том, что, будучи очень богобоязненным человеком, Андрей Боголюбский в каждый военный поход брал с собой Владимирскую икону Пресвятой Богородицы и Честной Крест Господень. И прежде чем вступить в битву, он выносил икону к войскам и вместе с дружинниками возносил к Богородице молитву с просьбой о защите.
Так случилось и 1 августа 1158 года – в день византийского праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня.
К тому же, как писал летописец, войска князя Андрея Боголюбского, уже возвратившись с поля битвы в свой стан, стали свидетелями настоящего чуда: в небесах им явилось видение Честного Креста и иконы Божией Матери, и огненные лучи, исходившие от Честного Креста, своим блеском озарили всё войско. И действительно, в тот год русское войско покрыло себя настоящей славой победителей грозных булгар: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться. (Интересно, что в тот же день того же 1158 года военную победу над сарацинами одержал и византийский император Мануил: он также видел в небесах чудесное сияние от видения Честного Креста и иконы Богоматери, которые также сопровождали императора в походах.)
Правда, на Руси подданные Андрея Боголюбского, не желая ломать язык, окрестили этот греческий праздник «Медовым Спасом» – дескать, с этого дня разрешалось святить мёд нового сбора (обычно к началу августа заканчивается цветение, и соты в ульях к этому времени обычно уже были наполнены свежим медом) и употреблять освящённый мед в пищу.
Кстати, как писал русский поэт Аполлон Коринфский, у пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков, получавших свою «ребячью долю» – в обмен на исполнение песен и псалмов.Впрочем, существует ещё одно название праздника 14 августа – Маковей. Дело в том, что православная церковь в этот день вспоминает ветхозаветных мучеников – братьев Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н. э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали евреям молиться Богу. И снова в народе этот праздник перекрестили в Маковый Спас. Понятно же: если Маковей, то этот как будто бы Господь маком веет, то есть с этого дня на полях начинали собирать мак и печь пироги с маковой начинкой.