Воскреснут ли кошки и деревья вместе с нами

Целая череда событий, связанная с животными, особенно с кошками, заставляет меня добавить в океан кошкернета ещё каплю

Фото: Oleg Ivanov / Unsplash

Фото: Oleg Ivanov / Unsplash

Следственный комитет наконец оставил в покое проводницу, в вагоне которой ехал несчастный кот Твикс – нашлось видеосвидетельство, что не она его высадила из вагона. Жена в Индии подала на своего мужа в суд потому, что он кошке уделял больше внимания, чем супруге. На днях в невозмутимом Телеграме «Стола» закипело недовольство словами старца Силуана Афонского о неразумной любви к животным. Наша кошка, которая с котеноческих лет не запрыгивает мне на руки, когда я работаю, вновь это сделала.

Олег Глаголев со своей кошкой. Фото: из личного архива
Олег Глаголев со своей кошкой. Фото: из личного архива

«Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать – есть неразумие души. Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением».

Прочитав эту фразу, два подписчика попрощались с нашим Тг-каналом. «Я отписываюсь от этого канала, т.к. мне неприятно обсуждение подобных вопросов». «Кто-то захватил редакционный канал и делает вбросы?! а ведь года три вас читала. Тайм ту сей гудбай». А захватил-то нас и начал «делать вбросы» ещё в первой трети XX века старец Силуан – мы лишь почитатели русского святого, которого любят и глубоко изучают не только православные, но и католики.

Отписавшимся мы не скажем: не нравится, ну и ступай на все четыре стороны. Наоборот: постой, останься! Мы держим свою дверь открытой – это принцип редакции – и считаем, что надо преодолевать эту ставшую тотальной «тягу прочь» и «страсть к разрывам», о которой писал Пастернак.

Интересно, что опубликованные нами слова русского старца недавно стали поводом для проповеди основателя и духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова, считающего что это «призыв укрепиться в любви к Богу и ближнему» и они не «ставят под сомнение любовь к животным». Он напомнил, что есть разные виды любви, по-разному обозначенные в разных языках. «Отдельное слово было для любви к родителям, отдельно для друзей, отдельно для всех вместе, отдельно эротическая любовь – это всё любовь, и любовь к животным – это тоже просто другой тип любви».

Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»
Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»

«Преподобный Силуан напоминает нам о Предании Церкви, чтобы мы больше любили ближних и больше любили Бога», – говорит отец Георгий. – Он говорит нам о том, что не надо ставить животных, любя их, выше ближнего и Бога. Когда люди плохо относятся к животным, это всегда означает не очень хорошее отношение их и к людям. Это особенно видно на исповеди за всю жизнь. Более десятка тысяч человек прошли через такую исповедь у меня, и я могу вам сказать, что как только я видел в их покаянной грамоте строчку, что я в детстве мучил кошку или собаку, топил котят, убивал птиц или что-нибудь в этом роде, то это всегда означало серьёзное повреждение и ума, и сердца, то есть что человек не в себе. А если он в не себе, если он внутренне потенциально очень жесток, то это распространяется всегда не только на животных. Это прежде всего распространяется на ближних, даже если это внешне не очень видно и обходится без каких-то инцидентов».

То, что домашние животные очеловечены и больше очеловечиваются от нашей любви и внимания к ним, – не великое открытие. Они с разной степенью сообразительности угадывают наши желания, понимают направленные к ним слова и эмоции, что-то сами разными способами сообщают нам, кроме своего стремления поесть; например, что соскучились или хотят поиграть, а то и что-то посложнее. Душа животного, как и всякая живая душа, – таинственна и нуждается в любви, сочувствии, а познав общение с человеком даже в самой простой и непритязательной форме, она начинает испытывать всё большую нужду в таком общении.

Фото: Xuan Nguyen / Unsplash
Фото: Xuan Nguyen / Unsplash

Но никогда общение человека и животного не может и не должно сравниться с нашим общением с другим человеком и Богом. Увы, бывает – и нередко, – что собака или кошка для кого-то становятся самым близким существом, даже если такой человек не живёт один. Это почти всегда трагический урон для человека, духовное и интеллектуальное понижение. «А что насчёт мишки и святого Сергия?» – задаёт нам вопрос подписчик в чате Телеграма. Мы знаем массу легендарных сюжетов (не значит обязательно, что полных выдумок), когда святые общаются с животными: Герасим и лев, Сергий и медведь, Серафим и медведь и т.д. Святой Франциск и вовсе обращался к птицам, цветам и Солнцу с Луной как к братьям и сёстрам, имея в виду, что у нас с ними один Отец-Создатель. Но в этих сюжетах животное никогда не равно человеку, тем более не выше его. Святые не встают, как квадроберы, на четвереньки, не лают и не мяукают. Они покровительствуют животным, а не зависят от них. Сейчас же кажется, что человеку стало себя многовато, и он готов особачиться или окошиться, лишь бы не нести на себе бремя господина и управителя, которое возлагает на него Сам этот Отец-Создатель: «Господствуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми животными земли» (Быт 1:28). В демократическом порыве человек отказывается от данного ему величия и господства, встаёт на карачки и ест со своей кошкой или псом из одной плошки (это я сам не однажды видел) и умильно спит под одним одеялом. Зря.

Любивший своего кота Мури (готовый даже увидеть в коте «личность другой степени») и не мысливший Царства Божьего без Мури, Бердяев верил в перспективу Царства и для любимого дерева. Только для этого человеку надо остаться человеком, а точнее им стать, самому дорасти до Христа и Его царства, полюбив прежде всего Бога и ближнего, а потом и всё остальное.

Читайте также