– Святитель Тихон Задонский несомненно является одним из величайших святых Русской церкви XVIII века. Ему выпало жить в разгар Синодальной эпохи, и это противоречивое время глубоко отразилось на всей его жизни. Когда его поставили епископом Воронежским, свт. Тихон вынужден был участвовать в судебном процессе над митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем), выступавшим против политики Екатерины II по секуляризации церковных земель. Этот суд произвёл на него сильнейшее впечатление: он какое-то время не мог служить и вскоре даже стал проситься об уходе на покой. Святитель жил во времена, когда формально Россия была православной, но уже чувствовалось, что в высших слоях общества прорастали ростки атеизма, нигилизма, вольтерианства. А в простом народе в это же время оставались отголоски старого язычества или какое-то очень формальное отношение к христианству. Крайне не хватало духовного просвещения. И вот в этой обстановке святитель Тихон стал великим проповедником и свидетелем подлинной христианской жизни и мысли, стоящих на евангельских основаниях, на деятельном исполнении заповедей о любви к Богу и ближним. Не случайно одна его из главных книг носит название «Об истинном христианстве».
Последние 15 лет своей жизни святитель Тихон жил в Задонском монастыре, много писал, старался выявить настоящий христианский опыт для своих современников и потомков. Нужно сказать, что далеко не все относились к нему с пониманием и почтением. Часто он испытывал и насмешки, и издевательства от начальствующих и братии монастыря. Известно, что игумены пытались через Синод запретить ему совершать богослужения. Однако Синод однозначно высказался в поддержку епископа Тихона и предписал приобрести для него епископское облачение. Это так и не было исполнено, но младшая братия, видя, что у епископа на покое нет административных полномочий, смеялась над ним, порой могли бросить полено ему вослед. Но всё это святитель сносил очень кротко, смиренно. В то же время у него был круг духовных друзей, в который входили задонский затворник Георгий (сейчас готовятся материалы для его канонизации), схимонах Митрофан, старец Ефрем из Саровской пустыни и др.
Образ святителя Тихона был воспринят Фёдором Михайловичем Достоевским в его размышлениях о судьбе христианства, о вере в Церковь, о борьбе за Церковь. Опираясь на наследие святителя Тихона Задонского, Достоевский обрёл для себя основание для утверждения веры в Церковь как той духовной силы, которая способна преобразить человека в любое время и в любом месте.
В начале XX века первый православный монастырь в Америке был назван именем святителя Тихона Задонского (штат Пенсильвания). В наше время святителя Тихона очень почитают в России – правда, больше как чудотворца, чем духовного учителя. В Воронеже с 2001 года существует братство во имя святителя Тихона Задонского, которое стремится продолжать его традицию, направленную на духовное просвещение, целостное научение людей церковной традиции, устроение жизни на основах общительности и братолюбия.
Я думаю, что, если бы святитель Тихон сейчас был епископом, конечно, ему было бы трудно нести своё служение, как это было и в его время. Но именно таких людей, которые могут духом мира, умалением себя привлечь многих и многих к вере, не хватает. Святитель никогда не пользовался внешней властью. Но была в нём внутренняя духовная сила при физической немощи и болезненности. Вспоминается, как он в Воронеже на центральной площади, увидев, что народ устраивает гуляния в честь языческого Ярилы, вышел и сказал такое огненное слово, которое тронуло людей. Все эти гуляния остановились.
Конечно, святитель Тихон был настоящим старшим в церкви и в нашем народе. В таких людях, которые безраздельно посвящают себя Христу и служению ближним, наша церковь и наш народ сейчас очень нуждаются.
Евгений Федосов, председатель малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского:
– Тихон Задонский был удивительным человеком. Когда он попал к нам, на Воронежскую кафедру, то был поражён тем, что священнослужители не знали Священное писание. Евангелие в то время почти никто не читал, и святитель Тихон взялся за то, чтобы исправить эту ситуацию. Он очень много боролся здесь и с пьянством, которое было частым явлением – в том числе и среди клира. Много сил потратил на это. Особо святитель радел о духовном просвещении. Я думаю, что это очень роднит нас сейчас с ним. Мы не зря назвали в его честь наше братство. Ещё хочу сказать, что святитель Тихон был, по-видимому, не совсем такой, как о нём пишут в житиях святых. Есть некоторые книги с описанием его жизни. Я недавно общался с одним монахом в Задонском монастыре, который занимается изучением наследия Тихона Задонского, и он говорит, что не такой уж святитель Тихон был покладистый. Он был решительным, рисковым человеком, обладающим большой внутренней силой. Но самое главное – он был человеком, радеющим о просвещении и знающим, что Евангелие – основа христианской жизни, что жить по Евангелию – значит по-настоящему исполнять волю Божью. Я надеюсь, что наше братство, носящее имя святителя Тихона Задонского, будет исполнять его заветы – по большому счёту, заветы Христовы.
Юлия Штонда, член малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского, сотрудник СФИ, преподаватель Воронежского государственного педагогического университета:
– Я думаю, наиболее актуально сейчас для православной церкви стремление святителя Тихона Задонского к духовному просвещению, образованию как пастырей, так и паствы. Святитель очень много сделал в Воронежской епархии для просвещения прежде всего священников, то есть он, когда пришёл на кафедру, фактически возобновил деятельность семинарии, которая на тот момент была в большом упадке. Это дало силы нашей епархии на многие годы жизни. Я думаю, сейчас, в ситуации кризиса проповеди, кризиса церковной жизни, это не менее актуально – пастырское умение свидетельствовать ясно, доходчиво, на языке современного человека о церковной жизни. Ценен безусловно его образ молитвенника, епископа, который не какими-то материальными ценностями жил и стремился как-то получше устроить свою жизнь, но который всего себя отдавал на служение Богу, на молитву. Святитель Тихон явил образ подлинного монашества и в то же время настоящего пастырского попечения, заботы о своей пастве.
Сам факт того, что развивалась деятельность Воронежской семинарии, что в церковь приходили образованные люди, образованные пастыри, – замечательный. О наследии епископа Тихона Задонского на воронежской земле мы во многом знаем благодаря просветителю Евгению Болховитинову. Основная заслуга святителя – начатки духовного образования.
Мне кажется, сейчас то время, когда наша земля жаждет таких людей, как святитель Тихон Задонский. Наверняка судьба его в наши дни, как и в те, когда он служил, в XVIII веке, была бы непростой. Всё-таки есть эпизоды в его биографии, когда приходилось очень большие трудности преодолевать и в общении с духовенством епархии, и с паствой, когда наполовину какие-то языческие обряды были распространены, наполовину христианские. Приходилось буквально растолковывать людям евангельское слово. В общем-то, это и сейчас необходимо. Когда я читала проповеди святителя Тихона, первое время постоянно удивлялась, почему он пересказывает евангельские сюжеты. Я не знала сначала, что люди Евангелие-то не читали. Когда для меня это стало ясно (уже после оглашения), то я поняла, что необходимо это евангельское просвещение. Святитель Тихон Задонский именно им и занимался. Как раз образ такого епископа – это то, что сейчас необходимо церкви, то, что, я думаю, реально возможно и востребовано.
Для меня наиболее ценна в святителе Тихоне Задонском его живость, его лёгкость в общении с людьми и в то же время глубина христианской веры. Когда мне было 14 лет, мы семьёй ездили в Задонский монастырь. Я приложилась к его мощам и ощутила его тепло. Через два года я познакомилась с малым православным братством во имя святителя Тихона Задонского. И в этом для меня была явлена живая духовная связь, свидетельство о его непрестанной молитве за нас. Это ощущение живой связи и молитвенного ходатайства, ощущение теплоты веры и стремления узнавать суть христианской жизни, наверное, для меня самое ценное в его опыте, его жизни, его образе пастыря.