Главред говорит. Прогноз церковной погоды

Главред решил заняться самым неблагодарным делом – дать нам прогноз церковной погоды

В этот раз я дам прогноз церковной погоды по итогам прошедшего в августе Синода. Сразу оговорюсь: чтобы не опозориться, я буду говорить об уже свершившемся, так как главное в наше время – это стабильность, правда? А про будущее скажу в конце. 

Итак, в конце сентября прошёл Синод Русской православной церкви, который обещал быть интересным, и он оправдал ожидания. По количеству кадровых решений это лидирующий Синод за очень и очень долгое время. Но теперь мы смотрим на сложившуюся картину, где видно буйство красок, но не очень понятен замысел. Словно торнадо поднялся, и мы видим, как в воздухе вместе кружатся пыль, рекламный щит от чебуречной и бельё, которое сушилось у подъезда. 

Теперь по порядку... Со сменой лета на осень приходятся и погодные изменения. Мы видим, как массы воздуха стремительно перемещаются по бескрайним просторам России и смежных государств, стараясь выровнять температуру до средней. 

Конечно, самая значительная перемена у нас произошла в Белоруссии, где на смену экзарху митрополиту Павлу (Пономарёву) пришёл епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Тупеко). Очевидно, что для той аномальной жары, которая сейчас стоит на улицах и площадях Минска и других белорусских городов, это попытка дать холодному воздуху подморозить ситуацию. Надо было уступить местному главному метеорологу возможность давать такие оценки погоды, которые он считает нужными, не вглядываясь при этом в реально происходящее за окном. 

А владыка Павел отправился на хлебородную Кубань, одну из богатейших епархий, где солнце ласково, а тихие дожди идут по расписанию. Осиротевшая кафедра, которая освободилась в связи с уходом владыки Исидора, скончавшегося от осложнений в связи с ковидом, недолго ждала верного патриарху человека. 

Холодный воздух из Саратова отправился выше по Волге в Ульяновск, где за последние годы средняя температура выросла на 1,5 градуса. Это митрополит Лонгин (Корчагин), словно осенний лист, сорвался с кафедры, на которой он просидел 17 лет. Всему виной ветер пандемии, которую владыка признавать не хотел. За ковид-диссидентство этапом на родину Ильича поехал владыка. Эх, молится за него сейчас высокопреосвященный Исидор из небесных обителей. 

Бывший Симбирский Иосиф поехал к красотам и сосновому воздуху озера Байкал в Улан-Удэ, а предыдущий Улан-Удэнский Савватий теперь сместился ближе к центру – в Чебоксары, где в связи с кончиной Варнавы Кедрова его ждала вдовствующая кафедра. Смерть владыки наступила также в связи с пневмонией, вызванной коронавирусом. Должно быть, икается сейчас митрополиту Лонгину. 

В Саратов же отправился умеренный владыка Игнатий (Депутатов). Судя по той сухой и безветренной погоде, что была на Вологодчине при его правлении, Саратов ожидает стабильность. 

А вот за нынешним Вологодским владыкой Саввой (Михеевым) тянется слава реформатора. Змеи из подсушенных болот Тверской митрополии, где раньше служил владыка, нашипели своим коллегам в Вологде, что с Саввой связываться не надо. Лучше собрать против него подписи, как это делали в Твери. Такое письмо получили как минимум 26 клириков Вологодской епархии, но там душевный климат помягче, отморозков существенно меньше, и это письмо было воспринято без энтузиазма. Кроме того, там все знают, что жёсткая кадровая политика Саввы за последние месяцы имеет свои причины. Она была обусловлена несколькими грозовыми фронтами со стороны предыдущего митрополита Виктора, влияющего на местную администрацию, и его ставленников – многочисленных священнических кланов с западной Украины, беглых гей-попов и просто набравших вес при немощном владыке протоиереев и архимандритов. В центр бури попала связь владыки Саввы с местными православными братствами, и в частности со мной, а также попытки сделать православное богослужение понятным. Этим он восставил против себя тех, кто предпочитает погибнуть от ковида, но не дать прихожанам понять, о чём они на самом деле молятся. В Вологде владыка будет править спокойно, хотя его недоброжелатели кидают ему вслед банановую кожуру, а «Церквач» будет троллить его ещё долго, но там личные обиды.

На смену владыке Савве пришёл митрополит Амвросий – человек традиционных взглядов из просвещённой среды. Будучи много лет ректором разных духовных школ, он набирался опыта администрирования и мечтал о собственной кафедре. Стоило предположить, что на раскуроченной ураганом мракобесия Тверской земле он будет наводить порядок, пользуясь тем, что самые толстые корни сгнивших деревьев уже подорваны, но пока можно наблюдать обратные тенденции. Опальные священники поставлены обратно на свои места прямым указом. До следующего урагана, видимо. 

Произошли климатические перемены на ректорских постах в Московской духовной академии и в Сретенской семинарии. Также сменились  настоятели в Троице-Сергиевой лавре и в Сретенском монастыре. Это всё столкновение циклона и антициклона – патриарха Кирилла и митрополита Тихона Шевкунова. Надо сказать, что этот раунд остался за Тихоном, который укрепил своё влияние в Москве, но до конца спарринга ещё далеко. Боюсь, что это противостояние может прекратиться только по естественным причинам, но там, где возникает эта погодная аномалия, всегда наблюдаются резкие перепады давления и репутационные потери для церкви в целом. Может быть, не на следующем Синоде, но в 2021 году Святейший возьмёт реванш и отыграет очки. У него слишком мало союзников, чтобы действовать без тяжёлых для него компромиссов. 

Целых три епископа были отстранены от управления своими епархиями. В светской хронике, если бы снимали министров и губернаторов, то написали бы, что это в связи с утратой доверия. А в журналах Синода о причинах ничего не сказано. Но там один попался на наркотиках, другой – на блуде, а на третьем  –  известном «отце Анаксиосе» – клейма ставить негде. Кафедры у них не самые желанные для епископата, их заняли местные викарии. На какое-то время там установится ясная погода. 

Ещё три катаклизма оставил нам Синод. Во-первых, патриарху надоело, что церковные документы для внутреннего пользования скачут в анонимных телеграм-каналах как бабушкино давление в грозу. В связи с этим высочайшим повелением было предусмотрено запрещение в служении для священников и отлучения для монашествующих, попавшихся на сливе документов. Неуязвимыми остались миряне и епископы, которые тоже не брезгуют подобным промыслом. Надо сказать, что такая практика давно действует у католиков, и поэтому там средняя температура доверия духовенству ровнее, чем у нас в Средней полосе России. Другое дело, что совершенно непонятно, как на деле будет реализовываться эта практика. ведь это решение может дать и обухом по голове, и топором по темечку, а может погрузить епархии в полный штиль комментариев. 

Также Синод подвинул непотопляемого отца Дмитрия Смирнова с поста главы отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Здесь комментировать нечего – обычное погодное явление, соответствующее возрасту и репутации заслуженного протоиерея. Хватит ему играть в громовержца и эпатировать публику. Можно сказать, что, кроме о. Андрея Ткачёва, больше таких провокаторов в эфире и не осталось. 

А ещё было принято предложение президиума Межсоборного присутствия о «вспомогательных средствах для преодоления проблемы непонимания мирянами богослужения». Испуганно озираясь, президиум оговорился, что он ни в коем случае не имеет в виду перевод службы на русский язык. Картинки, анимация, 5D с эффектом присутствия – что угодно, но только не перевод. Потому что проблема непонимания есть, а жилы, чтобы её решить, нету. Дожди печали и бессмыслицы снова оросят храмы многострадальной Русской православной церкви. Но! Те низовые инициативы, которые уже существуют во многих епархиях, то внимание, которое обращено на русскоязычное богослужение, не затопчешь никаким сапогом. Эта трава растёт сквозь асфальт. 

***

Накануне Синода один мой приятель из журналистского цеха спросил, какие у меня есть ожидания перед этим долгожданным событием. Я ответил, что, если бы я в своей жизни делал ставку на синодальные решения, то мне пришлось бы уйти из церкви. Потому что в абсолютном большинстве случаев все эти перестановки и назначения носят политический или административный характер. Но разве Жизнь Церкви с большой буквы этим исчерпывается? Или, может быть, она этим определяется? Самый лучший прогнозист однажды сказал, что врата ада Церковь не одолеют. При этом он не уточнял, какую именно поместную церковь он имеет в виду. С единством и соборностью в православном мире мы наблюдаем сейчас некоторые проблемы, поэтому в реальное соответствие с этим пророчеством войдут не все. 

Всем ясного неба. С Богом! 

Читайте также