История праздника
Вообще Крещение – это народное название праздника, церковное – Богоявление. Праздник связан с эпизодом, описанным в Евангелии, когда Иисус пришёл креститься на реку Иордан. Расскажем немного об этом крещении.
Твила и миква
У древних евреев было важное религиозное предписание – избавляться от ритуальной нечистоты перед какими-то религиозными действиями, то есть совершать твилу. Человек ритуально нечистым становился при контакте с трупами, кровью и другими телесными извержениями (поэтому женщины во время менструации считались нечистыми, так же как и мужчины после эякуляции). До начала первого века нашей эры для этого обычно использовали естественные водоёмы, потом стали делать специальные ванны – миквы.
Иоанн Креститель, или Предтеча, инициировал очень необычную вещь: он предлагал всем подряд, независимо от их ритуальной чистоты, совершить твилу. С чем связан этот призыв? Пророк объявляет приближение того, что было самым главным и ожидаемым событием для еврея: Царства Божия. То есть приход Самого Бога на землю. Вокруг Иоанна собирается сообщество его последователей, учеников, которые помогали ему в его миссии.
Царство Небесное – это не рай
Здесь нужно сказать, что евреи, как и ранние христиане, подразумевали под Царством Божьим (или Царством Небесным) не рай на небесах, куда душа улетает после смерти. Царство Небесное – это не когда человек уходит к Богу, а когда Бог сходит к человеку. Царство Небесное – это соединение двух реальностей: Божественной и земной, где Бог становится полновластным Царём и всякое зло изгоняется вон. И вот об объявлении такого Царства говорит Иоанн, призывая всех к покаянию, выраженному в традиционном ритуальном омовении.
Евреи, по мысли Иоанна, должны были не просто смыть с себя ритуальную нечистоту, но нечистоту внутреннюю, то зло и грехи, что делают нечистым сердце человека, препятствуют встрече Бога и вхождению в Его Царство. Именно поэтому он обрушивается с обличением на духовных лидеров евреев, которые также приходят креститься. Так как они, сохраняя безупречную внешнюю религиозность, в нравственном отношении были далеко не самым лучшим примером, и – что самое печальное – именно на них ориентировался народ как на духовно старших.
«А когда он увидел, что многие из фарисеев и саддукеев идут креститься, он сказал им: “Порождение змеиное, кто надоумил вас бежать от грядущего гнева? Так принесите достойный плод покаяния! И не думайте говорить в душе: отец-де у нас – Авраам; говорю вам, Бог может из этих камней сотворить детей для Авраама”» (Мф 3: 7–9).
Машиах, Мессия, Христос
Согласно Писанию, Бог должен был прийти на землю и установить Своё Царство посредством Машиаха – Помазанника, по-гречески это Христос, в русской транслитерации – Мессия. Помазывали в Древнем Израиле обычно царей и пророков. В Библии нет чётких указаний, как распознать Мессию, поэтому были разные об этом представления в зависимости от того, на какое место из Писания ожидающий Мессию опирался. Но большинство евреев верили, что Мессией будет еврейский царь.
И вот к Иоанну приходит Иисус и выражает желание креститься. Конечно, Иоанн, распознав в пришедшем Помазанника, сначала протестовал: это ему надо было быть крещённым Мессией. Но Иисус настаивает, и Иоанн слушается. Зачем же Иисус совершает это погружение?
Дело в том, что Он оказался совсем не тем Мессией, какого ожидали увидеть евреи. Согласно большинству представлений, это должен был быть супергерой, царь-победитель, возглавивший евреев в битве со злом этого мира. Но, согласно Евангелию, Мессия побеждает зло, не громя грешников в героическом сражении, а беря на Себя ответственность за грехи, что сотворили люди, грехи, которые и стали источником зла. И это погружение в воду, которая символически очищала людей от греха, было символическим погружением в эти грехи и зло. То есть Иисус пришёл не смыть с Себя нечистоту, а – наоборот – взять на себя всю скорбь этого мира.
Во время Крещения Иисуса происходит явление голубя и раздаётся голос с Неба, говорящий, что это «Сын мой возлюбленный». Христианская традиция трактует это как явление Бога, всей Святой Троицы. Отсюда и оригинальное название праздника – «Богоявление». Бог действительно приходит на землю, но в образе обыкновенного человека, очень не похожего на царя-победителя.
Почему все крещёные баптисты?
Русское «крестить» – перевод греческого слова баптизо (погружать). И в оригинале в Евангелии стоит именно этот глагол. «Крестить» же восходит к слову «Христос», то есть является его славянской транслитерацией. Изначально оно у славян звучало как «Хрест», постепенно стало «крестом». Также крестом называли распятие, а потом стали называть любой подобный символ даже без изображения на нём Христа. Интересно, что древнеславянские переводчики сделали смысловой перевод греческого слова: крещение как погружение во Христа, вохристовление, тогда как в английском языке, например, слово крестить – калька с греческого. Поэтому Иоанн Креститель у них John the Baptist, ну а все крещёные – baptised.
Как появилось христианское крещение
После погружения в воды Иордана многие ученики Иоанна переходят к Иисусу и продолжают крестить, но уже будучи членами общины Мессии. Иисус не просто провозглашает Царство, через Него оно уже начинает проявляться в этом мире, какие-то его контуры становятся видны. Мы это видим в исцелениях и воскрешениях, которые совершает Мессия Иисус, в духовно-нравственном преображении людей, которые собираются вокруг Него.
После Воскресения Христа, Его Вознесения на Небо и образования Церкви на Пятидесятницу христиане также используют обряд «погружения», но теперь человек во время этого действия не только кается, он также получает дар Святого Духа, который делает его полноправном членом христианской семьи – сообщества, которое невидимо возглавляет Мессия. И целью этого сообщества остаётся приближение Царства Божьего проповедью Христа и привлечение к Нему новых учеников.
Символика воды и погружения означает теперь не только очищение, но также смерть и воскресение. Христианин как бы умирает, погружаясь в воду, символически приобщаясь Смерти Христа, и воскресает, поднимаясь из неё. К погружению в воду добавляется ещё помазание маслом, которое символизирует сошествие Святого Духа, как тогда на Иисуса на реке Иордан.
Зачем освящают воду?
Неудивительно, что на праздник Богоявления, так же как на праздник Рождества и Пасхи, стали крестить верующих. В ранней церкви не было повсеместного детского крещения. Крестились, как правило, взрослые, проходя длительное (от 2 до 5 лет) научение вере. И только после такого научения и испытания человека происходило крещение. Для этого в определённый период христиане стали освящать воду, обозначая, что это вода особая – в ней происходит смерть и рождение нового человека. В этом смысл освящения воды. Со временем этот обряд становился всё более и более торжественным, соединяясь с воспоминанием Крещения Иисуса.
Освящение без крещения
После того как в IV веке христианская вера стала официальной религией Римской империи и в церковь хлынули массы народа, уже к V веку большинство крещений становятся детскими. Детей крестят в течение всего года, не приурочивая в обязательном порядке это к большим праздникам. И на праздник Богоявления совсем не обязательно могли быть крещаемые. Но красивый и торжественный обряд освящения воды в церковном чине остался, просто теперь надо было придумать ему другую смысловую нагрузку. Воду начинают почитать отдельно, придавая ей благодатные и исцеляющие свойства. Традиция отдельно хранить освящённую для крещения воду была уже в IV веке (об этом упоминает святитель Иоанн Златоуст), до исчезновения института научения христианской веры, ну а после эта традиция стала чуть ли не главным смыслом праздника Богоявления.
Надо сказать, что нечто подобное происходило со многими богослужебными действиями церкви. Например, в первой половине литургии есть обряд выноса Писания из алтаря на амвон храма, (возвышение перед алтарем. – «Стол»), который называется «малый вход», хотя изначально это был обряд, когда в алтарь приносили Писание из другого помещения. Теперь же Писание хранится в алтаре, и его специально выносят, чтобы потом занести. Потребовалось придумать новый смысл этому действию: теперь считается, что вынос Писания символизирует выход Христа на проповедь. Таким образом обряд входа стал символизировать выход. То же самое можно сказать и о «великом входе» во второй части литургии. Раньше в этом месте в алтарь заносили хлеб и вино для таинства с жертвенника, который находился отдельно. Теперь же жертвенник находится прямо в алтаре. И, опять-таки, чтобы хлеб и вино туда занести, надо их сначала вынести.
Традиция «малого освящения воды», то есть того освящения воды, что происходит в храмах еженедельно, также корнями уходит в освящение воды для крещения. Хотя тут, конечно, нет уже никаких связей с крещением. Вода освящается, чтобы сообщить ей особые свойства. Но при этом она считается меньшей святыней, чем вода, освящённая на Крещение. Крещенскую воду же в церкви считают близкой по святости к хлебу и вину причастия.
Насколько все эти ранги святости воды соответствуют христианскому учению, на мой взгляд, вопрос неоднозначный. Возможно, для людей, делающих первые шаги в церкви, такие физические объекты, связанные с верой, могут как-то помочь в укреплении их веры и приближении к Богу. Но насколько это нужно зрелому христианину, который еженедельно причащается и старается жить по Евангелию, – для меня вопрос.
Купание в проруби
Конечно, праздник Крещения ассоциируется прежде всего с купанием в крещенской проруби. Вообще такое купание известно издревле, первые свидетельства относятся к XVI веку. Но массовым явлением, сопровождающим каждый крестный ход на реку, это стало только в 1990-х годах XX века. При этом данный обычай не является церковным и не предписан богослужебным уставом. Более того, многие священнослужители отрицательно к нему относятся, хотя, конечно, есть и те, кто его одобряет.
Епископ домодедовский Евтихий (Курочкин) в 2011 году опубликовал несколько пунктов, согласно которым он против крещенских купаний:
1) «купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне»;
2) «крещенское купание – это рассадник суеверия»;
3) «крещенские купания для Русской православной церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении».
Действительно, большинство купающихся, как правило, люди нецерковные. Нередко купаются мусульмане, также веря в целительное свойство крещенской воды, при этом христианство, естественно, не принимая.
Представление о том, что во время окунания в воду происходит очищение от грехов и даже исцеление, – это отголосок древней церковной памяти, когда наученные вере люди сознательно становились учениками Христа, выражая это погружением в воду в таинстве крещения. В таинстве крещения при его сознательном и искреннем принятии действительно прощаются грехи и случались и случаются чудесные исцеления. Погружение в воду часто неверующих людей или людей другой религии с целью поправить здоровье и духовно-энергетический баланс похоже больше на карикатуру великого таинства.
Как лучше праздновать Богоявление?
В идеале Богоявление должно стать праздником, когда вода освящается не с целью сообщить ей целительные свойства, а с целью крещения новых верующих. Лучше, конечно, это делать не в проруби зимой, а в тёплом помещении, но именно крещение человека является самым адекватным празднованием Крещения Иисуса. Конечно, в нормальном случае это должен быть взрослый человек, прошедший научение вере.
Вообще проповедь покаяния Иоанна и Иисуса как никогда актуальна в нашей стране, в которой так и не произошло покаяния за многие десятилетия правления безбожной и бесчеловечной власти. И здесь Русская церковь могла бы использовать популярность праздника для проповеди покаяния и проповеди Христа. Многие люди идут в этот день в храм или на реку, имея внутреннее желание очиститься и изменить свою жизнь. Но, к сожалению, проповедь Евангелия для них не звучит, и этим людям приходится иметь дело только с водой. Хорошо, если в этот день человек уходит из храма не только с бутылкой воды, но и со словами о Христе в своём сердце. Эти слова освящают, исцеляют и хранятся в сердце гораздо дольше, чем любая вода, даже освящённая на Богоявление.