Тихая революция в мировом православии

Может ли румынский мир потеснить русский и греческий? И правда ли, что Румынская церковь канонизировала фашистов? 2025 год в православном мире, возможно, станет годом Румынской церкви

Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата. Фото: ziarullumina.ro

Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата. Фото: ziarullumina.ro

На массовом уровне Румыния по инерции воспринимается как задворки Европы. Среди церковных интеллектуалов за пределами Румынии румынское православие устойчиво ассоциируется с книгой Николае Йорги «Византия после Византии» (1935). Сам автор был светским национал-консерватором, но его труд оказался очень популярным в церковных кругах. По мнению Йорги, Румыния – одна из стран, сохранивших культурное, религиозное и правовое наследие Византии после падения Константинополя. Православных славян и греков умиляет, что румынские священнослужители, подобно католическим, бреют бороды, а румынский патриарх носит белые одежды – как папа римский. Впрочем, то, что современные румыны – реальные наследники ромеев, а Румынская церковь – Biserica Ortodoxă Română – претендует на христианское наследие как Востока, так и Запада, кажется многим формой наивной исторической реконструкции.

Последнее, судя по всему, напрасно. Церковный Бухарест, определённо, осознаёт себя новым Римом и немало в этом преуспел. В то время как Москва и Константинополь изводят друг друга во взаимном противостоянии, кафедра в Бухаресте тихо набирает силу. 4 февраля 2025 года, в дни торжественного празднования 100-летия учреждения Румынского Патриархата, выявилась ошеломляющая статистика. Возможно, самая большая Православная церковь в мире – это уже не Русская, а Румынская. По крайней мере по числу приходов – около 16 тысяч в каждой – теперь наметился паритет.

Книга Николае Йорги «Византия после Византии». Фото: Biblioteca Digitală a României
Книга Николае Йорги «Византия после Византии». Фото: Biblioteca Digitală a României

В самой Румынской церкви 2025-й объявлен Годом памяти румынских новомучеников и исповедников XX века. По этому случаю Румынский Патриархат канонизировал 16 новых святых XX века, включая «патриарха румынского богословия» протоиерея Думитру Стэнилоаэ. Центральным событием года должно стать великое освящение собора Национального спасения в Бухаресте, запланированное на 26 октября. Здание храма строилось с 2007 года, и уже известно, что это будет самая высокая православная церковь в мире – 135 метров от земли до верхнего края креста. Вместимость храма составит 10 тысяч человек, и он будет посвящён всем священнослужителям и мирянам, отдавшим жизни за свободу и благополучие румынского народа.

Размеры Румынии и России несопоставимы. Тем интереснее румынское «православное чудо». В чём его секрет – большой вопрос. Несмотря на то что Румыния до недавнего времени была страной соцлагеря и граничила с СССР, знаем мы о ней и о Румынской церкви не так уж много.

Икона Собора Румынских святых. Фото: ziarullumina.ro
Икона Собора Румынских святых. Фото: ziarullumina.ro

По данным исследовательского центра Pew, уже в 2018 году Румыния стала самой религиозной страной Европы. Согласно исследованию центра, большинство взрослых в Румынии – 55% – «очень религиозны» (для сравнения: в Польше, которую многие по инерции считают самой религиозной страной в Европе, – 40%).  При этом 98% взрослых в Румынии идентифицируют себя как христиане.

Румынская православная церковь, к которой принадлежит большинство жителей страны (по разным данным, от 86 до 98,5%), – самая быстрорастущая Православная церковь в мире. Только в 2024 году, согласно официальному отчёту Патриархии, в ней было рукоположено 634 священника и диакона. При этом за год было освящено 250 новопостроенных и 225 отреставрированных церквей.

Румынская церковь – также единственная Православная церковь в мире, которая выпускает собственную ежедневную газету (Lumina). Интернет-ресурсы РумПЦ также превосходят по активности ресурсы Московского и Константинопольского Патриархатов. Например, церковный канал TrinitasTV, ведущий круглосуточное вещание, имеет 429 тысяч подписчиков в Youtube*, 944 тысячи – в Facebook* (*платформы признаны экстремистскими в РФ. – Прим. ред.), транслируется по всей территории Румынии, а также – посредством спутников – во многих странах Европы, где есть румынская диаспора.

Румынская церковная традиция занимает особое положение в православном мире: она отличается и от греческой, и от славянской. Румыны – потомки древних римлян, и гордятся тем, что они единственный православный народ латинского происхождения. Румынский богослужебный язык существует с XVII века, а в XIX веке возникла самобытная румынская школа церковного пения. Её основатели – Филофей Жипа, Иоанн Дума-Брасован, Иосиф Нямецкий и другие – создали оригинальную румынскую псалмодическую школу, основанную на византийских традициях.

Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата. Фото: ziarullumina.ro
Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата. Фото: ziarullumina.ro

Уровень духовного образования в Румынской церкви – один из самых высоких в мире. Даже при советской власти в Бухаресте и Сибиу действовали теологические факультеты. Сегодня в РумПЦ 25 духовных семинарий, 1 православный колледж, 9 православных лицеев. Также Румынский Патриархат контролирует 11 факультетов теологии в вузах. Богословие в Румынской церкви является одной из форм служения народу, среди новомучеников и исповедников РумПЦ много богословов. На текстах протоиерея Думитру Стэнилоаэ, священников Иоанна Г. Комана, Иона Бриа (автора знаменитого выражения «литургия после литургии»), Илие Молдована уже выросли поколения молодых румынских богословов. Сквозной мотив румынского богословия, сформулированный протоиереем Думитру Стэнилоаэ, в том, что румынская православная традиция призвана осуществить синтез между Востоком и Западом, так как с первым её роднит православие, а со вторым – латинское происхождение. Также румыны ощущают своё промежуточное положение между греческим и славянским православными мирами. Поиск равновесия между греческим рационализмом и славянским мистицизмом – одна из центральных тем румынского богословия.

За сто лет своего существования Румынский Патриархат «пережил шесть политических режимов». Румынское духовенство научилось выживать и при фашизме, и при коммунизме, и при либеральной демократии, поэтому порой говорят об особой форме «румынского сергианства». В Румынии, в отличие от советской России, так и не был утверждён закон об отделении церкви от государства. Несмотря на строгий контроль советских властей за церковью, даже при коммунистах священнослужители получали государственную зарплату, а церковные здания реставрировались за государственный счёт. При этом современная РумПЦ финансово самостоятельна, имеет широкую сеть благотворительных организаций (объём помощи за 2024 год – почти 73 миллиона евро).

Самое неожиданное, что сегодня Румынский Патриархат оказывается той самой потенциальной «третьей силой», что может проводить собственную церковную политику, независимую от Константинополя и от Москвы. Бухарест уже претендует на роль если не арбитра, то защитника основ правопорядка в православном мире. В 2020 году Синод РумПЦ заявил, что «согласен с предоставлением автокефалии для всей Православной церкви в Украине (а не только для её части), но это может быть достигнуто только путём взаимопонимания между Вселенским Патриархатом и Московским Патриархатом, а также всеобщим православным консенсусом». Иными словами, Румынская церковь не признает ПЦУ в одностороннем порядке, как это сделали греческие церкви, а подчинится решению всеправославного совещания. И что нельзя решать украинский церковный вопрос в обход позиций РПЦ и УПЦ.

Киево-Печерская лавра. Фото: Andriy155 / Wikipedia
Киево-Печерская лавра. Фото: Andriy155 / Wikipedia

В конце января 2025 года руководство Румынской церкви – также первым из всех поместных церквей – решительно выступило против совместной инициативы папы римского Франциска и патриарха Варфоломея о совместном праздновании Пасхи католиками и православными. «Мы ясно даём понять, что любые консультации относительно даты Пасхи и возможного решения могут состояться только в рамках будущего Всеправославного Собора с участием всех сестринских Православных Церквей», – было сказано в заявлении Румынского Патриархата.  При этом в своём заявлении РумПЦ сослалась на решение Синаксиса Патриархов и Представителей Православных Церквей, который состоялся в январе 2016 года в Шамбези (согласно последнему, «каждая Церковь должна быть свободна применять на практике то, что считает целесообразным для духовного формирования своих прихожан, но без изменения даты общего празднования Пасхи всеми православными»). Иными словами, Румынский Патриархат встал на защиту церковного права в условиях произвола стамбульского первоиерарха.

При этом за последние годы со стороны различных поместных церквей уже не раз звучали обвинения в адрес РумПЦ в неоправданном экспансионизме. РумПЦ имеет самую широкую в мире сеть собственных общин в диаспоре (1651 приход на конец 2024 года против 1578 в 2023 году). Фактически Румынская церковь развивает своё присутствие везде, где есть румынская диаспора. В 2011–2014 году Иерусалимский патриархат даже разорвал евхаристическое общение с РумПЦ из-за её действий на своей канонической территории. Причиной стало строительство на Святой Земле румынского храма без согласования с патриархом Иерусалимским Феофилом (конфликт был урегулирован в результате оформления храма как «дома для румынских паломников»). Сегодня Московский Патриархат встревожен развитием сети румынских приходов на Украине и в Молдавии. Бессарабская митрополия с центром в Кишинёве уже существенно ослабила позиции Молдавской церкви Московского Патриархата и угрожает полностью поглотить её приходы, что уже побуждает москвичей грустно шутить на тему «родины графа Дракулы».

Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата. Фото: ziarullumina.ro
Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата Торжественная литургия, посвященная столетию Румынского Патриархата. Фото: ziarullumina.ro

Нынешние успехи румынского православия, определённо, возникли не на пустом месте. Говоря о православных румынах, часто отмечают их чрезвычайную организованность и трудолюбие. Например, практика, которая в советской России носила спорадический характер и быстро сошла на нет (переформатирование монастырей в трудовые артели), в Румынской церкви была повсеместной и буквально внедрялась на уровне патриархии. Так что в советской Румынии, несмотря на антирелигиозную пропаганду, верующим удалось сохранить около 140 монастырей и скитов.

Впрочем, у «румынского православного чуда» непростая биография. Высокий уровень дисциплины «православных ромеев» сыграл с ними злую шутку в годы фашистского режима, когда многие верующие христиане активно включились в антисемитскую кампанию и в деятельность фашистских военизированных организаций. По аналогии с итальянскими «чернорубашечниками», в Румынии были свои «зелёнорубашечники» – члены Легиона Михаила Архангела. В 1930-е годы до четверти румынских православных священников, по разным данным, участвовали в деятельности Легиона.  У румынского фашизма была своя идейная «православная» основа, а Легион был в своём роде «духовным орденом». «В то время как все современные революции являются политическими, легионерское движение – это скорее революция ментальная и религиозная, – писал Мирча Элиаде, всемирно известный румынский философ и религиовед. – В то время как все современные революции имеют своей целью захват власти общественным классом или определённым человеком, легионерская революция ставит целью спасение нации, примирение народа с Богом» («Почему я верю в победу легионерского движения»).

Патриарший Собор спасения нации в Бухаресте. Фото: ziarullumina.ro
Патриарший Собор спасения нации в Бухаресте. Фото: ziarullumina.ro

Самобытный румынский «православный фашизм» как таковой уже в прошлом. Победа «церкви национальной» над «церковью националистической» состоялась, однако есть мнение, что наследие «легионеров» в РумПЦ так до конца и не преодолено и фашистские идеи в Румынской церкви по-прежнему распространены. По словам историка Р. Кларка,  «в современной Румынии трудно говорить о легионерах как о злодеях, так как многие люди, особенно некоторые православные христиане и крайне правые, считают легионеров православными святыми». «Церковь пока не смогла критически проанализировать своё прошлое», – пишет Кларк. По его словам, сам по себе проект Собора национального спасения в Бухаресте, на строительство которого, по официальным данным, ушло не менее 110 миллионов евро, «иллюстрирует идею этнократического государства и порождённую румынским легионерским движением концепцию нации как бенефициара христианского учения о спасении».

Обвинения в связях с фашизмом, судя по всему, будут преследовать РумПЦ ещё долго. Либеральная общественность Румынии уже подвергла критике патриарха Даниила за канонизацию в соборе новомучеников и исповедников ряда священнослужителей, известных своим участием в антисемитских акциях и продвижении «токсичной» идеологии Легиона Михаила Архангела (в их числе были упомянуты о. Иларион Феля, о. Илие Лэкэтушу и о. Думитру Стэнилоаэ). «Соответствует ли христианской этике причисление к лику святых людей, которые при жизни словом или делом разделяли ценности фашизма?» – задали вопрос патриарху сотрудники Национального института изучения Холокоста имени Эли Визеля. В ответ на это Румынский патриархат в июле 2024 года опубликовал заявление, в котором сообщил, что «Румынская православная церковь публично дистанцируется от любой идеологической принадлежности или партийной политики, приглашая к диалогу всех, кто заинтересован в изучении жизни канонизированных лиц». Согласно ответу Румынской Патриархии, «некоторые святые, почитаемые в Православной церкви, в определённые моменты своей жизни вели себя и совершали поступки, которые трудно понять или которые даже противоречат христианскому учению, но церковь принимает во внимание изменение в жизни грешника и, в частности, то, как он закончил свою жизнь, не поощряя (не освящая) определённые отклонения, которые были у этих людей при жизни».

Читайте также