«Гомосексуалисты – дети Божьи, они имеют право на семью». Это слова папы римского Франциска, сказанные им на камеру для фильма режиссёра Евгения Афинеевского (американский режиссёр российского происхождения), буквально взорвали католический мир, обозначив глубокий раскол между модернистами и консерваторами. «Стол» решил выяснить, что о словах понтифика, впервые публично поддержавшего гражданские союзы геев, думают во всём мире. La Nacion (Аргентина): «Сказать, что сегодня всё ещё был ажиотаж по поводу поддержки папой закона, защищающего гомосексуальные семьи, – значит, ничего не сказать. Новая пастырская инициатива Франциска, возникшая из слов, сказанных в документальном фильме, но всё ещё окутанная завесой тайны, потому что никто точно не знает, когда эти слова были сказаны и в каком контексте, вызвали настоящее землетрясение в мире. Тема обложки всех итальянских газет – открытие папы римского для гражданских союзов гомосексуалистов. И слова понтифика, разъясняющего, что гражданские союзы – это что-то очень отличное от таинства брака, которое для папы и католической церкви может происходить только между мужчинами и женщинами, породили реку последствий. Словам Франциска аплодировали самые открытые слои населения и, как и ожидалось, осуждали самые консервативные, которые выступают против инклюзивного пастырства бывшего архиепископа Буэнос-Айреса и не переваривают его видение церкви, открытой для всех, особенно для изгоев...» America (США): «Перед тем как его избрали папой, Франциск служил архиепископом Буэнос-Айреса и в этой роли выступал за однополые гражданские союзы в попытке заблокировать закон об однополых браках. Аргентина узаконила однополые браки в 2010 году, что тогдашний кардинал Хорхе Бергольо назвал „разрушительной атакой на план Богаˮ. Но на встречах с другими аргентинскими епископами кардинал Бергольо убеждал их поддерживать гражданские союзы как способ сохранить чёткую гетеросексуальность брака. Епископы отвергли эту идею...» Corriere della Sera (Италия): «Андреа Рубер ответил папе Франциску только на третий телефонный звонок. „Он звонил мне с анонимного номера. Но когда он заговорил, я не сомневался, что это онˮ. Это был 2015 год, и 54-летний Рубер со своим мужем Дарио де Грегорио, имеющие троих детей, рождённых в Канаде в результате суррогатного материнства, тремя днями ранее отправились в Санта-Марту, чтобы доставить письмо папе. Он и де Грегорио – пара, о которой говорится в документальном фильме «Франческо», в котором папа одобрил идею гражданских союзов для однополых пар.
Я никогда не говорил об этом, потому что для меня это был пастырский и личный вопрос, который касался прежде всего моих детей, – говорит Рубер. – Я попросил папу о помощи, объяснив, что церковь дала мне так много, и я хочу, чтобы у моих детей был такой же шанс. Но мне было интересно, какую цену им придётся заплатить, имея двух отцов: я боялся подвергнуть их травмеˮ. Для Рубера, который является представителем Paths of Hope – ассоциации, объединяющей группы ЛГБТ-католиков, это письмо было опытом разоблачения... И папа Франциск их не разочаровал. „Его телефонный звонок был сразу по делу: «Я прочитал ваше письмо и хотел понять, в чём проблема. Разве это не приняли?». Я объяснил ему, что даже и не пробовал. Страх быть отвергнутым был слишком силен. Тогда он спросил меня, в чём причина этого страха. Вопрос, который сам по себе объясняет большую часть образа мыслей папы. Он сказал мне пойти к приходскому священнику и всё рассказать, потому что для меня, моих детей и всей церкви было правильно, что они могли участвовать в общинной жизни веры. Это поразило меня, потому что я ожидал от папы благословения в абстрактном смысле и вместо этого чувствовал пастырский подход: он хотел найти решение, которое могло бы принести пользу детямˮ. Дети Рубера, две девочки и один мальчик, прошли катехизацию в приходе, и теперь самый старший записался в скауты. „Никаких трудностей никогда не былоˮ. В последние годы всё больше и больше ЛГБТ, даже тех, у кого есть партнёр или дети, приветствуются в приходах». La Jornada (Мексика): «Один из главных советников папы Франциско по связям с общественностью отец Антонио Спадаро подчеркнул, что эти заявления были устаревшими, поскольку он сделал их в мае 2019 года во время интервью мексиканской сети Televisa. „Нет ничего нового, потому что это часть того интервью, – сказал Спадаро Associated Press после премьеры. – Мне кажется странным, что они этого не помнятˮ. Когда агентство Associated Press взяло интервью у Афинеевского, автор фильма уклонился от вопроса о происхождении цитаты и, видимо, не понимая её важности, выразил надежду, что журналисты найдут в фильме и другие концепции. „Если журналисты сосредоточатся только на этом в фильме, это будет прискорбно, – сказал он. – Но я думаю, что это один из аспектов, который должен понять наш мир: что мы все равныˮ. Афинеевский, который является геем, после премьеры выразил удивление, что реплики папы вызвали такой шум. Он сказал, что Франциско не пытался изменить доктрину, а лишь выражал свою веру в то, что геи должны пользоваться теми же правами, что и гетеросексуалы». DailyMail.com: «Фрэнсис ДеБернардо, исполнительный директор New Ways Ministry, католического организации, ориентированной на ЛГБТ: „Это исторический момент, когда лидер Римско-католической церкви, долгое время считавшийся преследователем ЛГБТК-людей, двигается в таком направлении, как поддержка для пар лесбиянок/геев и их семей.
Это сигнализирует о том, что церковь продолжает более позитивно развивать свой подход к проблемам ЛГБТК... Я призываю папу римского применить те же рассуждения, чтобы признать и благословить те же самые союзы любви и поддержки в Католической церквиˮ». USA Today: «Альфонсо Дэвид, президент Кампании за права человека: „Папа ясно даёт понять, что ЛГБТК-люди имеют право на свои семьи. В частности, папа использовал слово «семья» в своём заявлении – более широкое мнение, чем просто разрешение однополых гражданских союзовˮ» La Stampa (Италия): «Католический историк и профессор Римского университета Люсетта Скарафия: – Папа Франциск ещё раз доказал – и на этот раз совершенно неожиданно, через беспрецедентный канал связи, – что он выбрал решительно прогрессивный подход. На самом деле то, что он сказал, уже практикуется многими приходскими священниками, которые приветствовали совместное проживание гомосексуалистов в жизни прихода, но в то же время мы не можем отрицать, что это сильно оторвано от официальной морали церкви... Но папа, способный понять времена, в которых мы живём, признал, насколько это ужасный анахронизм – выступать против гомосексуальных гражданских союзов, когда они становятся законными почти во всех развитых странах... Однако разговор о „праве на семьюˮ открыл дверь для другой сложной проблемы, а именно – о родителях. И поставил под сомнение, подразумевает ли его одобрение гражданских союзов признание за однополыми парами права иметь детей. Если бы открытие было завершено, возникли бы огромные проблемы, потому что это противоречило бы биоэтической морали Католической церкви, которая всегда выступала против экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства...» Stilum Curiae (США): «Бывший нунций Вашингтона Карло Мария Вигано: – Не обязательно быть теологами или моралистами, чтобы знать, что такие заявления являются полностью инородными и представляют собой очень серьёзную причину скандала для верующих. Но обратите внимание: эти слова представляют собой очередную провокацию, с помощью которой „ультрапрогрессивнаяˮ часть иерархии хочет искусно спровоцировать раскол... Похоже, что Бергольо нагло пытается „поднять ставкиˮ в крещендо еретических утверждений таким образом, что это заставит здоровую часть церкви, в которую входят епископы, духовенство и верующие, обвинить его в ереси – для того, чтобы впоследствии объявить эту здоровую часть Церкви „раскольникамиˮ и „врагами папыˮ. Этот обман опирается на поддержку глобалистской элиты, основных средств массовой информации и лобби ЛГБТ, к которым принадлежат многие епископы и кардиналы, духовенство. Кроме того, давайте не будем забывать, что во многих странах действуют законы, предусматривающие уголовное наказание любого, кто считает содомию предосудительной и греховной или кто не одобряет легитимацию гомосексуального „супружестваˮ. Заявление епископов против Бергольо по вопросу о гомосексуализме потенциально может привести к уголовному преследованию их гражданскими властями с одобрения Ватикана». National Catolic Register (США): «В то время как епископы в некоторых странах не выступали против предложений однополых гражданских союзов и вместо этого пытались отличить их от гражданского брака, противники гражданских союзов давно предупреждали, что подобные гражданские союзы служат законодательным и культурным мостом к инициативам однополых браков. Сегодня мы стали свидетелями молчаливого одобрения безнравственности и неспособности защитить права детей на то, чтобы их родители были отцом и матерью...» DailyMail.com (Великобритания) «Заявление папы явно противоречит давнему учению Церкви об однополых союзах. „Церковь не может поддержать принятие объективно аморальных отношенийˮ, – говорится в заявлении епископа Томаса Тобина из Провиденса, штат Род-Айленд. Эд Мехманн, директор по общественной политике Архиепископии Нью-Йорка, заявил в комментарии на своём веб-сайте, что папа ошибался, добавив, что „поддержка юридического признания любого вида однополых союзов противоречит церковному учениюˮ. Catholic Culture (США): «Папа Франциск снова сеет смятение среди верующих. Сколько раз это должно произойти, прежде чем все хорошие католики осознают, что у нас есть серьёзная проблема в Церкви, и её зовут Франциск? „Мы должны создать закон о гражданских союзахˮ, – сказал папа в интервью недавно выпущенному видео. Речь шла об однополых браках, и понтифик покорно подтвердил ясное учение Церкви о том, что в браке должны участвовать мужчина и женщина. Но затем он подорвал это учение, воодушевив людей на ошибочное убеждение, что Церковь в конечном итоге сделает ещё один шаг к однополым бракам. „Гомосексуалисты имеют право быть частью семьиˮ, – сказал папа, объясняя свою новую позицию. Да, но они не имеют права пересматривать понятие семьи – что всегда было целью движения за права геев. Юридическое признание гомосексуальных союзов или поставление их на один уровень с браком означало бы не только одобрение девиантного поведения, что сделало бы его образцом в современном обществе. Чего стремились достичь предложения гражданского союза той эпохи? Гомосексуалисты уже могли назначать своих партнёров своими наследниками и медицинскими суррогатами; они могут совместно подписывать юридические документы. Единственными юридическими привилегиями, в которых им было отказано, были те, которые традиционно предоставлялись только супружеским парам. Противодействуя этой угрозе, Конгрегация доктрины веры поддерживала неизменное учение Церкви – и всей иудео-христианской традиции – о том, что семья, основанная на браке, является фундаментальным блоком общества и заслуживает поддержки и защиты государства. Поэтому консервативные защитники папы Франциска несомненно продолжат свои отважные попытки объяснить, как его заявления (после некоторой напряжённой умственной гимнастики) могут быть согласованы с католической доктриной. Но есть ли сомнения в том, что заявление понтифика затрудняет защиту традиционного учения? Когда отец Джеймс Мартин говорит, что это „большой шаг вперёд в поддержке Церковью ЛГБТКˮ, он подразумевает, что это шаг к определённой цели. Миллионы людей, читая заголовки, вызванные этим заявлением, придут к выводу, что церковное учение меняется и будет меняться до тех пор, пока эта цель не будет достигнута». Die Welt (Германия): «Выразив поддержку однополым гражданским союзам, Франциск решился затронуть одну из самых запретных тем. Папа хочет сделать Католическую церковь более прогрессивной. Но при этом он идёт на большой риск: он изменяет всю систему функционирования Католической церкви и ставит кардиналов, епископов и вообще священнослужителей перед новым вызовом. Как им вдруг одобрить то, что они раньше проклинали?» Vice (США): «Я идентифицирую себя как невоцерковлённый христианин, а моя мать – христианский священник в пресвитерианской кальвинистской церкви. Я весьма впечатлён смелым заявлением папы Франциска как публичной властной фигуры, несмотря на учение Римско-католической церкви и позицию её предыдущих лидеров. Я считаю, что церковь – это люди в ней, а не здания, не система и особенно не те немногие во власти, принимающие законы и решения, которые могут повлиять на многих квир-людей, существующих как часть церкви.
Думаю, это внесёт изменения, независимо от степени. Возможно, гомосексуалистам придётся пройти долгий путь до легализации гражданского союза во всём мире, но это объявление вызовет мысли и разговоры во всём мире...» El Pais (Испания): «Папа Франциск вчера удивил некоторыми заявлениями, в которых он поддерживает создание законов, защищающих гражданский союз между людьми одного пола. „Гомосексуалисты имеют право быть в семье. Они дети Божьи и имеют право на семью. Что нам нужно сделать, так это создать закон о гражданских союзахˮ, – говорит понтифик в фильме. Позиция, которая ни в коем случае не связана с поддержкой гомосексуальных браков или отказом от убеждения, что половые акты, совершаемые между людьми одного пола, являются греховными...» Gazeta Wyborcza (Польша): «Папа поддерживает гомосексуальные гражданские союзы. Реакция Польской церкви? Это частное мнение папы Франциска...»