Выжить без храма

Показатель ежедневного прироста больных COVID-19 в России уже давно преодолел весенний максимум. Автор «Стола» – о том, возможна ли полноценная христианская жизнь без храма, посещать который становится небезопасно

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

На призыв лидера ЛДПР Владимира Жириновского закрыть храмы председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своём telegram-канале ответил, что без введения ЧС этого не будет. Он назвал подобное заявление политика попыткой воспрепятствовать полноценной христианской жизни. По мнению В. Легойды, с карантинными мерами в Русской церкви всё хорошо. Да, верующим предлагают приходить в масках, соблюдать социальную дистанцию. Во время причащения используют одноразовые ложки и салфетки. Однако эти меры соблюдают далеко не везде. Священнослужители и миряне так же, как и остальные граждане, болеют и умирают. Число заражений коронавирусом в России уже давно перевалило за 20 тыс. в день. Не только в РПЦ волнуются о закрытии храмов. В европейских странах прошли протесты против запрета на проведение богослужений.

Один из протестующих во Франции выразился так: «Мы не просим ничего сверх того, чтобы в субботу ходить по магазинам, а в воскресенье – на мессу». Для верующего человека посещение храма по воскресеньям – действительно привычное событие, неотъемлемая составляющая веры. Но что если нет возможности быть в храме?

Для Русской церкви здесь будет особенно востребован опыт новомучеников и исповедников. В России прошлого столетия большевики закрывали, взрывали храмы, отнимали церковные ценности, преследовали верующих. Волнения о том, что не совершается литургия, что не совершается таинство, наверняка присутствовали в жизни священников и мирян, однако это не было их главным переживанием. Они жалели прежде всего об утрате полноценного общения, но и тут никогда не унывали до конца.

Прихожане соблюдают социальную дистанцию в Храме Христа Спасителя. Фото: Сергей Петров

«Я жил вами, вы мной, все вместе – во Христе. Разве можно нас поделить?  – говорит в одном из своих писем священномученик XX века Сергий Мечёв. –  Скажите, где мои уста, где ваши? Где моё сердце, где ваше? Где моя душа, где ваша?.. Вы – мои уста, вами возносил я за богослужением свои грешные молитвы, вы – моё сердце, вы годами складывали в меня “своя тайная”... Вы моя душа – давно живу вашими радостями, вашими скорбями; в лучшие свои минуты чувствую, что иной жизни во мне нет. К принятию нового образа спасения призывает нас Господь... Ныне храмы, воздвигнутые руками человеческими, разрушаются, но в покаянной тоске по ним поднимаются храмы, созданные руками Божиими. Огоньки смиренного мученичества вспыхивают повсеместно...»

Ситуация с коронавирусом – это не ситуация гонений на христиан, когда храмы закрывают и уничтожают из идеологических соображений. Это лишь временная мера для того, чтобы предотвратить распространение заболевания. Христианам приходится чем-то жертвовать ради здоровья тех, кто рядом. Это нормально.

Ещё одна участница участница протеста во Франции сказала: «Мне не хватает церкви». Имела ли она в виду церковь как собрание (от лат. ecclesia)? Печально, но сегодня, говоря о храме, о церкви, в первую очередь имеют в виду не людей, а место отправления культа, здание, без которого сама христианская жизнь становится неполноценной. В России тоска по храму отчасти оправдана: христианство вошло в нашу жизнь вместе с византийским церемониалом. Храм уже был обычным местом собраний. Но у первых христиан храмов не было. Они встречались по домам, молились, пели за евхаристической трапезой. Не было у них и сложного культа. Центром их собирания был Христос, любовь и общение друг с другом.

Палач Иустина Мученика префект Рустик спрашивал его на допросе: «Где вы собираетесь?». Иустин отвечал: «В этом случае каждому выбор и право. Не думаешь ли ты, что мы собираемся все в одном месте? Нет, не так. Бог не так. Бог не связан никаким местом. Повсюду можно Ему поклоняться». Об этом, только немного другими словами, говорил и сам Христос: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Была ли жизнь первых христиан полноценной? Ответ, кажется, очевиден.

Пандемия не отступает, и верующие вынуждены искать новые формы совместной молитвы и жизни. Минимальное количество очных встреч или их отсутствие, конечно, большой минус для церковного собрания. Но современные технологии позволяют нам общаться на расстоянии. Уже появился опыт трансляции богослужений. Есть возможность участвовать в богослужении на русском языке. Групповые звонки на различных платформах позволяют собираться вместе для молитвы и общения. Остаётся главная вневременная задача: сохранить единство и любовь во Христе.

 

Читайте также