«И внемлет арфе Филарета...»

Несколько малоизвестных фактов из жизни Святителя Филарета Московского, чью память православные отмечают 2 декабря

Гравюра с изображением Святителя Филарета Московского. Фото: Владимир Гау / Wikimedia

Гравюра с изображением Святителя Филарета Московского. Фото: Владимир Гау / Wikimedia

Гравюра с изображением Святителя Филарета Московского. Фото: Владимир Гау / Wikimedia 


Будущий митрополит Филарет (в миру Василий Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания, так что судьба юного Василия была предрешена. В 9 лет он был отдан учиться в Коломенскую семинарию, далее – по совету отца – Василий Дроздов отправился в Троицкую Лаврскую семинарию в Сергиев Посад, где способный студент обратил на себя внимание митрополита Платона (Левшина). Окончив семинарию в ноябре 1803 года, Василий был оставлен при ней преподавателем греческого и еврейского языков. Вскоре он стал учителем поэзии, а также риторики.

Сам митрополит Платон был в восторге от свободного владения словом и пером своего ученика:

– Я пишу по-человечески, а он – по-ангельски.

В ноябре 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником лавры архимандритом Симеоном Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет – в честь праведного Филарета Милостивого. Вскоре уже в сане иеродиакона он был переведён в столицу – в Санкт-Петербург, где назначен инспектором Петербургской духовной семинарии. Через три года он стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Его заметили и при дворе Александра I – именно император и пригласил Филарета на должность своего неофициального спичрайтера.

Первый опыт работы с государем датирован 1813 годом: от имени Александра I владыка написал манифест о строительстве храма Христа Спасителя.

С тех пор Филарет регулярно готовил для его величества различные документы. Так, например, в июле 1823 года по поручению императора он тайно составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. Об этом документе помимо святителя Филарета знали только два человека: граф Александр Голицын и граф Алексей Аракчеев.

Уже при Александре II митрополиту было поручено написать важнейший документ XIX века – «Высочайший манифест об отмене крепостного права».

* * *

Митрополит Филарет сделал головокружительную карьеру. Так, в 1817 году он стал епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Через 2 года он был назначен на Тверскую кафедру в сане архиепископа, еще через год «архиепископу Филарету повелено быть архиепископом Ярославским» (это была крупнейшая и одна из самых богатых епархий России того времени). Ещё через год Филарет был переведён на Московскую кафедру, и на этом сам митрополит решил остановиться.

До самой своей смерти в 1867 году он пребывал митрополитом Московским и Коломенским, не интересуясь более карьерой, а только делами духовными. При этом его аппаратный «вес» был величиной абсолютной. Известно, что с 1842 года и до самой смерти, оставаясь синодальным членом, ввиду своей размолвки с обер-прокурором графом Николаем Протасовым, он не приезжал в Синод. Что ж, тогда документы Священного Синода стали привозить ему в Москву.

* * *

Современников митрополит Филарет изумлял своей невероятной работоспособностью: он работал по 18 часов в сутки!

Только за время преподавания в Петербургской академии он сумел подготовить авторские лекционные материалы по полному курсу богословских наук (догматическое богословие, патрология, гомилетика, каноническое право и так далее).

Наибольшую известность приобрели его «Катехизис» и «Разговор между ищущим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви». Последняя из названных работ давала ответы на вопросы сомневающихся, не утвердившихся в вере.

Но самое главное значение для самого митрополита Филарета имел выполненный им перевод Библии на русский язык.

Известно, что, когда император Александр I решил уточнить какую-то цитату из Евангелия, придворные принесли ему потрепанный фолиант на церковнославянском языке, в котором государь не понял ни слова. Император потребовал современный перевод Священного писания, и тогда ему принесли французское издание. Император был изумлен: оказывается, в самой христианнейшей стране мира, победившей антихриста-Наполеона, не было современного перевода Священного писания, понятного простому населению.

Именно поэтому делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии.

* * *

Русский перевод Библии сразу же настроил против митрополита Филарета все консервативные круги, которые не чурались лживых политических доносов.

Клеветники на время добились своего: Библейское общество было закрыто; дело перевода Священного писания приостановлено. Только в 1856 году – после воцарения Александра II – Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском издании Библии.

* * *

Митрополит Филарет изобрёл и поэтические баттлы в России, причём состязался он с самим Александром Сергеевичем Пушкиным.

Случилось это в 1830 году, когда духовная дочь митрополита княжна Елизавета Хитрово (между прочим, дочь самого графа Кутузова!) прочитала Филарету «скептические куплеты» Пушкина, которые были опубликованы в альманахе «Северные цветы»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?  

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..  

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Митрополит Филарет тут же написал поэту свой стихотворный ответ (который в конверте и передала Пушкину княжна Хитрово):  

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.  

Сам я своенравной властью

Зло из тёмных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.  

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум

И созиждится Тобою

Сердце чисто, светел ум!  

Поражённый вниманием церковного иерарха к своему творчеству, Пушкин на следующий день написал своё ответное стихотворение:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.  

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.  

Я лил потоки слёз нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.  

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.  

Твоим огнём душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Читайте также