Количество только зарегистрированных больных в текущий период в разы превосходит показатели весенней волны коронавируса: 8 мая 2020 года – 10 699 заболевших, 29 августа 2020 года – 494, 6 декабря 2020 года – 29 039.
В некоторых случаях разница на порядок. Но отношение к происходящему среди населения какое-то флегматичное. Даже новых шуток по теме и флэшмобов в соцсетях практически не найти.
В частности, вопрос о закрытии храмов ушёл в тень перед перспективой остаться без праздника на Новый год! Эту высоту мы ещё с вами не брали. Тем не менее вопрос о храмах открыт. В СМИ и у себя в телеграм-каналах церковные чиновники упредительно заявляют, что храмы закрывать нельзя. Например, епископ Савва (Тутунов) высказался по поводу Питера так, что «ограничения числа людей, которые могут принять участие в богослужениях в Петербурге, неуместны и не соответствуют эпидемиологической обстановке».
Разве нет оснований для беспокойства? Очевидно есть.
Во-первых, если по весне у нас общая заболеваемость в сутки достигала 11 000–12 000 по стране, то сейчас это до 30 000. А в храмы у нас в основном ходят граждане из группы риска. И те, кто сперва говорили, что никакого вируса не существует, сейчас переболели и сменили риторику. Теперь они говорят о ковид-терроре. Таким был прошедший под занавес октября собор православных мирян – настоящий шабаш ковид-диссидентов.
Во-вторых, за время пандемии официально в РПЦ скончалось более 100 священников и 7 епископов. Это острая ситуация. Кто-то скажет, что 35 с половиной тысяч ещё осталось, и будет неправ. Так можно и ГУЛАГ оправдать в два счёта.
В-третьих, внутреннее устройство храма и логика богослужения предполагают именно собрание! То есть просто прийти и послужить одному священнику у алтаря нет никакого смысла. Больше того, есть правило, запрещающее это делать: «Если священник, не имея прислужника, сам будет выполнять его обязанности, тем более во время совершения Божественной Литургии, то этим уничижит и Тайны Божественные, и Самого Христа, сущего в них, и Невесту Его – Церковь, – и этим смертно согрешит».
Чего уж говорить про то, что за литургией причащают у нас по-прежнему одной лжицей всех. А исключить причастие тоже невозможно, так как храм – не театр, священник – не паяц, а православный – не болван.
Так почему же тогда храмы открыты?
Есть два объяснения: прагматическое и мистическое.
Прагматика ясна как корень из 16. Нет людей – нет служб. Нет служб – нет денег. И тогда бедный батюшка, с одной стороны, получит внушение сверху за то, что оставил родную патриархию без средств к существованию, а с другой стороны, ему самому тоже есть хочется и детей кормить надо. Конечно, есть священники, которые имеют светскую специальность и заработок на стороне. Но таких у нас в России пока меньшинство. Абсолютно большая часть пребывает в стрессе от происходящего.
Больше того, для церковного руководства наличие людей на службах – это основание для лояльности светской власти и получения соответствующих денежных траншей. Потому что власть смотрит на РПЦ как на некий институт, объединяющий верующих в, может быть, бесполезном с точки зрения экономики, но и безвредном деле молитв, крестных ходов, паломничеств и прочих странных действий. А если этих людей соберёт кто-то другой? Тогда уж стоит прикармливать того, кто лучше объединяет. Простой циничный расчёт.
При том что ручеёк прихожан если и не иссяк, то подсох значительно. Ситуация стрёмная. Это факт, и очень хочется, чтобы мы уже наконец сделали из этого адекватные выводы. Хотя эксперты больше склонны полагать, что рано или поздно вирус победят и всё вернётся в привычное русло жизни.
Мистическая же причина состоит в том, что церковь – это собрание по своей сути, по своему смыслу и значению. Именно поэтому вера не может быть частным делом каждого. Поэтому Христос не сразу пошёл на крест 2000 лет назад, а сперва собрал общину учеников. И поэтому, вообще говоря, очень важно, чтобы все, кто пришёл в храм, понимали богослужение и могли вместе молиться на понятном языке, а не стоять каждый в своих мыслях, подпирая храмовые колонны.
Поэтому причин не закрывать храмы у церкви достаточно, они разного качества и значения, но…
И что же делать? Можно игнорировать все указания, а в случае чего подавать на Роспотребнадзор в суд по 282-й статье УК РФ об оскорблении чувств верующих.
На самом деле есть способы и это преодолеть.
Если есть личное отношение к людям, а верующие находят дух и смысл в богослужении, то выход всегда найдётся.