О жизни самой почитаемой народной святой Петербурга не осталось никаких документальных источников – даже крест с её могилы был снесён великим наводнением 1832 года. Блаженная Ксения осталась только в легендах и в памяти народной, которая, как известно, крепче любых книг и документальных источников. Правда, и разобраться теперь, где в этих легендах правда, а где – выдумка, теперь уже совершенно невозможно.
Итак, блаженная Ксения родилась примерно в 1732 году в дворянской семье Санкт-Петербурга в страшные годы царствования Анны Иоанновны – впрочем, о семье и детстве будущей святой не осталось вообще никаких сведений. Известно лишь, что замуж она вышла за полковника Андрея Фёдоровича Петрова – придворного вельможи императрицы Елизаветы Петровны и певчего в церковном хоре. Помимо хорошего голоса у полковника Петрова было и неплохое состояние – в частности, несколько домов в столице, а нынешняя улица Лахтинская на Петроградской стороне в те годы носила название Петровской – в честь богатого застройщика.
Брак, впрочем, оказался недолгим – в 1758 году, когда Ксении было 26 лет, полковник Петров неожиданно скончался. Причем скончался без покаяния и причастия; возможно, полковник Петров был убит на дуэли, или же он пал в случившейся в тот год битве при Цорндорфе – самой кровопролитной битве в ходе Семилетней войны.
Так или иначе, Ксения, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала своё имущество бедным, а сама, одевшись в военный камзол покойного мужа, объявила, что на самом деле это Ксения умерла для прежнего мира. И попросила называть себя Андреем Федоровичем.
– Андрей Фёдорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла.
Родные, естественно, предположили, что девушка лишилась рассудка. И подали прошение в суд, требуя не позволять Ксении в безумстве раздавать имущество покойного супруга. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.
В итоге блаженная Ксения продала и раздала всё, что имела, а деньги направила на строительство церкви при новом кладбище, открытом на Васильевском острове (логично предположить, что именно на этом кладбище и был похоронен полковник Петров). Церковь была освящена в августе 1760 года – в праздник Смоленской иконы Божией матери, от которого она и получила свое название, а в честь церкви Смоленским стало называться и кладбище.
На деньги семейства Петровых в 1790 году была построена и вторая – уже каменная – церковь на Смоленском погосте. В житии Блаженной Ксении говорится, что она принимала самое активное участие в строительстве храма, лично таская кирпичи строителям.
Кстати, первым настоятелем нового каменного храма стал священник Григорий Петров – возможно, родственник её покойного мужа. Причём, отец Григорий не только благоустроил кладбище, но и на деньги меценатов купил прилегающие к кладбищу участки земли, на которых были построены две богадельни для нищих. Постояльцы этих ночлежек в качестве платы за еду и ночлег ухаживали за могилами, омывали покойников, подрабатывали плакальщицами.
Сама же Ксения, раздав имущество, в старом мужнином камзоле вышла на улицу – в своё бесконечное подвижническое странствие юродивой ради Христа. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам.
Житие святой говорит: «26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему...»
Правда, здесь самое время вспомнить слова Серафима Саровского, что юродство Христа ради требует особой силы духа, и на такой подвиг нельзя вызываться самому – это всегда призванность Богом.
Вскоре по городу пошёл слух о странной юродивой, обладающей необычайным даром пророчества. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных, которых она одаривала неким словом. Иногда смысл этих слов открывался сразу, иногда – через годы.
Особенно её привечали торговцы на рынках города, которые упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь из предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берёт что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной.
Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убеждённые, что одно прикосновение блаженной исцелит его.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась на 71-м году земной жизни – то есть, около 1803 года. Была похоронена на Смоленском кладбище, а её могила вскоре стала местом паломничества людей, надеющихся на чудо.
* * *
Первое же документальное свидетельство об особом почитании могилы блаженной Ксении датировано 1847 годом. «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» писали: «Лет сорок или несколько более назад скончалась здесь, в Петербурге, вдова придворного певчего Андрея Феодоровича Ксения Григорьевна, известная в своё время под именем Андрей Феодорович... Одни называли её сумасшедшею, другие – прокажённою или юродивою, третьи – предсказательницею, потому что она предсказывала счастие или несчастие тому дому, в который приходила, хотя очень редко и неохотно произносила свои пророческие слова...».
Вскоре в тех же «Ведомостях» сообщается, что люди, почитавшие блаженную Ксению, разбирали землю с её могильного холма – ходило поверье, что эта освященная земля способна вылечить любые недуги. В итоге холм пришлось насыпать несколько раз. В третьей четверти XIX века на месте могилы было решено построить маленькую часовню, чтобы направить почитание «народной святой» в более менее цивилизованное и церковное русло.
В 1902 году над могилой блаженной Ксении была возведена большая каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.
В сентябре 1940 года часовню закрыли вместе со Смоленской церковью, превратив здания храмов в склад стеклотары.
После войны часовню открыли, но уже во времена хрущёвских гонений на церковь её снова закрыли, отдав храм под мастерскую по ремонту обуви, а затем под скульптурную мастерскую.
Именно тогда в Ленинграде блаженная Ксения стала считаться небесной покровительницей города и заступницей за всех молящихся. Люди толпами приходили к стенам закрытой часовни и совали записочки под закрытые ставни.
Когда же власти окружили закрытую часовню глухим забором, паломники исписали весь забор обращениями к святой Ксении.
Русской Православной Церкви часовня была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ она была вновь освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) – будущим патриархом всея Руси.
В 1988 году Ксения Петербургская была причислена к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви.