Папа из Чикаго

Кардинал Роберт Прево был избран новым главой Римско-католической церкви, приняв имя Лев XIV. И стал первым понтификом родом из США 


Кардинал Роберт Прево (в центре). Фото: Edgar Beltrán / The Pillar / Wikipedia

Кардинал Роберт Прево (в центре). Фото: Edgar Beltrán / The Pillar / Wikipedia

В фильме «Конклав» всё показано схематично и предельно доступно для понимания среднестатистического зрителя. Вот в ходе выборов нового папы определяются четверо фаворитов – как своего рода олицетворение четырёх возможных сценариев развития церкви. В одном углу ринга – ставленник угрюмых консерваторов и традиционалистов, который грозится объявить войну исламу. Это, разумеется, белый представитель Старого Света, итальянец. В другом углу – американский либерал. Потомок итальянских эмигрантов, выступающий за терпимость по отношению к секс-меньшинствам и трансгендерам. Есть также мерзкий коррумпированный карьерист, которому просто хочется власти. Белый, разумеется.  И, наконец, афроафриканец, набранный по квотам для цветных меньшинств. Казалось бы, выбор очевиден, но африканец проигрывает выборы, когда и у него находятся свои скелеты в шкафу. 

В итоге понтификом становится никому неизвестный архиепископ Кабула, который умеет произносить вдохновенные  проповеди на тему борьбы за все хорошее и против всего плохого. 

Новоиспечённого «американского папу» Льва XIV тоже хочется назвать такой «тёмной лошадкой» – по крайней мере его имя не фигурировало ни в одном из шорт-листов кандидатов на папский престол. Но только кардиналу Роберту Прево куда больше подходит неброский серый цвет – он из тех назначенцев предыдущего папы Франциска, которые незаметно изменили само лицо Католической церкви. Именно поэтому все интриги и политические баталии «Конклава» сегодня не имеют ничего общего с реальностью. 

* * *

Начнём со статистики. Сегодня центр католического мира давно уже находится не в Европе или в Африке, а в Западном полушарии – преимущественно в Латинской Америке, где сейчас проживает уже более половины всех католиков мира, тогда как в Старом Свете их уже менее 20 процентов. 

Более того, если в Старом Свете количество верующих христиан год от года уменьшается, то в Новом – напротив – постоянно растёт (в основном за счёт рождаемости, конечно, но сути дела это не меняет). 

Поэтому уже давно латиноамериканцам было обидно, что много лет римских понтификов выбирали исключительно из числа европейского духовенства. 

Было обидно и католикам из США, где, между прочим, к Римско-католической церкви относит себя более 22 процентов населения. 

И американские католики, которые, как и все остальные американцы, буквально одержимы мессианской идеей демонстрации превосходства

всего американского, уже давно старались добиться, чтобы папой римским стал американец.

Причём если латиноамериканцы пытались взять Рим числом, то северные американцы – деньгами. Именно корпорации из США стали ведущими спонсорами так называемого Банка Ватикана (формально банк называется «Институт религиозных дел IOR»). 

Банк Ватикана. Фото: Институт религиозных дел IOR
Банк Ватикана. Фото: Институт религиозных дел IOR

И при папе Бенедикте XVI (в миру Йозеф Ратцингер), правившем с 2005 года, американцы, казалось, тихой сапой достигли своей цели. 

В то время в Ватикане резко упрочились позиции американского епископа Рэймонда Берка, которого часто называют духовным наставником республиканцев и всех правых консерваторов.

В «нулевые» Берк служил епископом Сент-Луиса, самой многочисленной католической епархии в США, а затем пошёл на повышение в Ватикан – он был назначен главой Папского совета по интерпретации законодательных текстов (проще говоря, юридического отдела Ватикана). Следом он был повышен до префекта Верховного трибунала Апостольской сигнатуры – Берк стал первым в истории не-европейцем, кому папа римский доверил вершить церковный суд, в том числе и судить европейских кардиналов.

Росту авторитета Берка способствовало и открытие на деньги американских спонсоров «Института человеческого достоинства» – своего рода «министерства иностранных дел» Ватикана для работы с Европарламентом и различными политическими движениями. 

Когда кардинала Берка стали называть преемником папы Бенедикта, то в дело вмешался тогдашний американский президент-демократ Барак Обама, который буквально заставил папу Бенедикта XVI уйти на «пенсию». 

Епископа Рэймонд Берк. Фото: Pufui Pc Pifpef I / Wikipedia
Епископа Рэймонд Берк. Фото: Pufui Pc Pifpef I / Wikipedia

* * *

Разумеется, папа Бенедикт XVI ушёл не «вдруг». Весь 2012 год Римско-католическую церковь сотрясали педофильские скандалы. Следом разразился и «Ватиликс» – скандал с кражей секретных документов Ватикана, согласно которым через Банк Ватикана происходило отмывание денег, а также со счетов банка выплачивались большие суммы денег, чтобы остановить расследование случаев педофилии против ряда священников.

Самое интересное, что расследование деятельности Банка Ватикана инициировал сам папа Бенедикт ещё в декабре 2010 года, когда при Ватикане появилось Независимое управление финансовой разведки. Но в итоге расследование ударило по самому папе и по кардиналу Берку, который взялся пересматривать дела ранее оправданных священников.

* * *

Позже выяснилось, что операцией по смене понтифика руководил профессор Касс Санстейн, высокопоставленный чиновник из Белого дома. Также профессор Санстейн снискал известность и как автор доктрины «либертарианского патернализма». Дескать, политические элиты (профессор назвал их «архитекторами выбора») должны взять широкие народные массы и за шкирку втащить их в светлое либертарианское будущее, где все люди «будут иметь возможность делать то, что им нравится». Но – с двумя с двумя оговорками. Во-первых, это «архитекторы выбора» будут решать, что людям нравится, а что – нет. Во-вторых, чтобы не было анархии и беспорядков, «архитекторы» должны установить систему «правил по умолчанию», которые заменят собой все прежние законы и конституции давно уже устаревших (по мнению профессора Санстейна)  государств. Да и сами государства надо бы взять и отменить, а вместо них учредить некое мировое правительство – одно на всех. 

Профессор Касс Санстейн. Фото: Harvard Law Record
Профессор Касс Санстейн. Фото: Harvard Law Record

Но первым делом нужно отменить основу основ традиционного общества и государства – институт семьи и брака.

«Мы должны добиться того, что само слово “брак” больше не будет употребляться в текстах каких-либо законов, а также лицензия на брак больше не будет прерогативой какой-либо церкви или правительства, – писал Санстейн. – Единственно возможной формой правового статуса для людей, желающих жить вместе, станет гражданский союз, заключённый добровольно и независимо от пола…»

Именно за гражданский союз и выступал будущий папа Франциск – Хорхе Марио Бергольо, архиепископ Буэнос-Айреса и всей Аргентины. Стоит напомнить, что именно Аргентина первой из всего Западного полушария узаконила однополые браки, несмотря на протесты местной католической общины. 

Впрочем, «протесты» – это громко сказано. Кардинал Бергольо в то время был сторонником введения для секуальных меньшинств нового правового термина «гражданский союз» – дескать, по своему функционалу это почти то же самое, что и брак, но всё-таки не совсем брак, потому что гражданский союз не признается церковью в качестве священных брачных уз. 

В итоге все остались при своих: и закон приняли, и кардинал сохранил лицо. И обратил на себя внимание американских либертарианцев, выступавших за реформы в церкви.

* * *

И Хорхе Бергольо, ставший папой Франциском, добросовестно отработал все пункты повестки демократов.

Просто стоит напомнить, что первая официальная поездка Франциска в качестве папы состоялась в июле 2013 года на Лампедузу, небольшой итальянский остров недалеко от Северной Африки, который стал ключевым пунктом высадки для мигрантов, пересекающих на лодках Средиземное море. В своей речи, произнесённой на главной площади Лампедузы, Франциск возложил главную вину за страдания мигрантов на правительства европейских стран, проявляющих безразличие к судьбе мигрантов. 

Папа римский Франциск в Лампедузе, 2013 год. Фото: Dicasterium pro Communicatione 
Папа римский Франциск в Лампедузе, 2013 год. Фото: Dicasterium pro Communicatione 

«Каждая страна принадлежит иностранцу, как и товары, – писал папа в энциклике “Все братья” (Fratelli tutti). – В территории не может быть отказано нуждающемуся лицу, пришедшему из другого места… Наши усилия по прибытию мигрантов можно описать четырьмя глаголами: приветствовать, защищать, продвигать и интегрировать».

Позже папа выступал за создание мирового правительства и гневно обличал Трампа за нежелание бесконтрольно пускать мигрантов в страну.  

* * *

Кардинал Берк потерпел сокрушительное поражение. Он был уволен со всех своих постов и отправлен служить в итальянскую провинцию. 

Также в Ватикане прошла масштабная чистка всех «консерваторов». На освободившиеся места Франциск назначал своих людей – выходцев из Латинской Америки.

Конечно, Берк в ответ постарался громко хлопнуть дверью, потребовав «импичмента» Франциска, которого он обвинил в ереси из-за его отношения к поклонникам  нетрадиционных сексуальных отношений. И обвинение Берка поддержало довольно много католических священнослужителей.

О масштабах консервативной оппозиции говорит скандал, разразившийся пять лет назад после выхода документального фильма «Франческо», показанного на Римском кинофестивале. В этой ленте папа Франциск недвусмысленно высказался в поддержку однополых браков и прав геев усыновлять детей. 

«Гомосексуалисты – дети Божьи, они имеют право на семью». Эти слова папы Франциска буквально взорвали католический мир. Издание Catholic Culture из США вообще призвало объявить папе «импичмент»: «Папа Франциск снова сеет смятение среди верующих. Сколько раз это должно произойти, прежде чем все хорошие католики осознают, что у нас есть серьёзная проблема в Церкви, и её зовут Франциск?».

* * *

Итак, после смерти Франциска доминирующие позиции в Ватикане занимают три неформальные группировки: латиноамериканский епископат, консервативная оппозиция и американское лобби. 

И кандидатура кардинала Роберта Прево стала тем самым компромиссным вариантом, который смог примирить все три фракции. Во-первых, он – американец и уроженец Чикаго. Его отец – выходец из итальянских мигрантов – был священником церкви на 137-й улице, а мать – школьным библиотекарем. После школы он поступил в Университет Вилланова, где изучал математику. В дальнейшем окончил семинарию Ордена Святого Августина.

И недаром по всем американским каналам уже сутки не стихает славословие: «Боже, благослови Америку!».

Роберт Прево свой и для латиноамериканцев. После окончания университета Святого Фомы Аквинского в Риме Прево стал служить миссионером и приходским священником в Перу. В 1982 году Прево был рукоположен в священники ордена августинцев (католический монашеский орден, основанный в XIII веке на основе учения святого Августина, богослова IV–V веков). В 1998 году Прево стал главой чикагской провинции августинцев и вернулся в США. А уже в 2001 году он возглавил этот орден, которым руководил 12 лет.

Роберт Прево. Фото: Ricardo Perna (AIIC)
Роберт Прево. Фото: Ricardo Perna (AIIC)

По призыву папы Франциска он в 2014 году вернулся в Перу, а вскоре был избран епископом всей страны.

Тогда же он получил гражданство этой страны, а в 2023 году Франциск наконец призвал Прево за его успехи в регионе в Ватикан для руководства Папской комиссией по делам Латинской Америки.

В этой должности он пробыл недолго. В том же году американский кардинал был возведён в сан префекта Дикастерии по делам епископов – одной из самых влиятельных должностей в Католической церкви.

Наконец, кардинал Прево свой и для консерваторов. Ещё в бытность кардиналом Перу он критически высказывался о «симпатиях к убеждениям и практикам, не совместимым с Евангелием». Он также выступал против женского священства и диаконата: «Клерикализация женщин не решит проблем Церкви и, возможно, создаст новые».

* * *

Впрочем, и папа Франциск тоже поначалу казался «своим» для всех. Но в итоге стал чужим чуть ли не для половины церкви. Поэтому каким будет правление папы Льва XIV – сейчас знает, наверное, только Сам Господь.

Читайте также