«Вера без дел мертва», но при этом «делами закона не оправдается пред Ним [Богом] никакая плоть»
– Вера всегда проявляется в каких-то делах. (Хотя существуют и сильные в вере подвижники, которые сидят в пустынях и молятся – для них это главное дело, – но таких, как правило, единицы, а сейчас, наверно, и совсем нет.)
Вера должна подтверждаться делами ради Бога: миссией, катехизацией, христианским воспитанием детей, делами милосердия, просто добрыми делами... (Хотя далеко не все добрые дела являются делами ради Бога – дела милосердия можно делать и ради себя любимого.)
Вообще нужно различать работу (за неё платят деньги), добрые дела ради Бога, послушание и служение. Если первые три вида дел могут делать в том числе нехристиане, то служить могут исключительно христиане – они предоставляют себя для действия Бога через них. Миссионерствовать, например, повлиять на чужое сердце – без Бога ты не сможешь. Такие дела зиждятся на вере, и без них вера мертва.
Остальные дела – быть кассиром в церковной лавке, распространять духовную литературу, что-то организовывать, даже если это христианские экскурсии, – это может делать каждый, для этого не обязательно становиться христианином. Всегда нужно смотреть по плодам: что мы имеем на выходе. У меня есть твёрдое убеждение: всё, что я делаю плохо, я делаю от себя. Всё, что я делаю хорошо, – делаю от Бога.
Верно и то, что никакими делами, постами, молитвами, отжиманиями ты веру себе не обеспечишь. Вера – это дар. Господь, конечно, может посмотреть на твои старания, даже бесплодные, и дать тебе в награду веру и служение, а может и не дать. Никакой гарантии нет.
Вся власть от Бога?
«Нет власти не от Бога», – говорит апостол Павел. При этом ни сам он, ни другие настоящие христиане никогда не служили подпоркой для светской власти, но жили по принципу «кесарю – кесарево, Богу – Божье».
– Евангельский текст более конкретен и бескомпромиссен: кесарю – кесарево, Богу – Божье. В послании апостола Павла, где говорится, что всякая власть от Бога, смысл в том, что всякая власть вручена тебе Богом, а если ты не служишь Богу, то эта власть у тебя отберётся. Всё довольно просто. Ты сам решаешь, как реализовать дары, данные тебе от Бога, в частности власть. Но важно понимать: не ты власть, а Бог. Поэтому всякая власть от Бога. И она нужна. Если убрать власть вообще, то мы друг друга перережем. Власть нужна, иногда любая, но это зависит от духовного состояния народа.
Довольно смелая вещь написана в социальной концепции РПЦ: если власть будет богоборческой, то христиане призваны к мирному противлению этой власти, потому что эта власть не от Бога. Если ты власть, то будь любезен служить тому, кто эту власть тебе вручил, – Богу, а если не будешь Ему служить, то смотри сам. И не помню случая в истории, чтобы тираны не уходили – иногда кроваво, иногда позорно, но уходили. Только происходило это не сразу.
Почитать или возненавидеть и оставить?
В Ветхом завете сказано: почитай отца своего и мать свою. А Христос говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» или «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной».
The Museum of National History / Wikimedia
– В Евангелии сам Спаситель говорит о том, что пришёл не отменить заповедь, а её восполнить. Поэтому Его трудно заподозрить в том, что Он восстаёт на одну из самых значимых заповедей декалога. В данном случае это не вопрос отмены заповеди, а вопрос иерархии ценностей: что важнее для человека. Моя мама, например, нутром своим материнским это поняла в своё время и отпустила меня к Богу, несмотря на то, что фразу про «оставить родителей» она знала. «Значит, Господь и мне поможет в какой-то ситуации, если ты будешь ему честно служить», – говорила она. Я её никогда не оставлял, и она этого совершенно не боялась. Главное, что этого не требует и Бог – Он просто говорит, что важнее. А важнее – идти за Ним. Был у меня период, когда мама говорила: «Я тут умираю, а ты поехал в храм!». Я ей говорил, что после храма обязательно приеду к ней. Маме иногда хочется поспекулировать. Что ж, имеет право.