Андрей Юрьевич Боголюбский появился на свет в самом начале XII столетия. Помните, что это было за время для Руси?
Европа в то время жила Крестовыми походами – у арабов был отбит Иерусалим, новым королём которого стал Балдуин I.
На Руси же монах Нестор из Киевской Лавры составил «Повесть временных лет» – летописный свод Руси, в котором была впервые упомянута Москва – небольшой городок на границе между Владимирским и Суздальским княжествами. Было написано «Слово о полку Игореве» – первая русская поэма о походе русского князя Игоря Святославовича против половцев, с которыми прежде был заключён «вечный мир». Русские витязи потерпели сокрушительное поражение, и по всей Руси завертелась смута и кровавые распри.
То новгородцы «силою крестною и святою Богородицею» победили суздальцев, то суздальцы и псковичи многих в битве посекли, других увели в плен, чтобы продавать в рабство «по две ногаты» за голову... Все привычные нам понятия – общая вера, общая культура, родство по крови – были в то время пустым звуком. И нашёлся только один человек, решивший сделать из всех этих новгородцев, владимирцев, суздальцев, черниговцев, половцев, чуди белоглазой и мери один народ.
Сам Андрей тоже не мог похвастаться чистотой крови – он был внуком князя Владимира Мономаха, сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны Аепы, принявшей в крещении имя Мария.
Советский антрополог Герасимов, восстанавливая облик Боголюбского по его черепу, вылепил какого-то престарелого монгола – исключительно потому, что половцев в то время принято было считать монголоидами. Однако сейчас известно, что половцы были типичным европеоидами – светлокожие, рыжие и голубоглазые. Кроме того, помимо половцев в родне Андрея были скандинавы, греки и славяне.
Андрей был вторым сыном своего отца и получил в наследство город Боголюбово под Владимиром – свою основную резиденцию.
Его женой была некая Иулита, дочь боярина Кучки – бывшего хозяина Москвы, смещённого по приказу князя Юрия Долгорукого.
Известно, что у Андрея и Иулиты было 5 или 6 детей. Из них – 1 или 2 дочери, остальные – сыновья. Из этих сыновей на момент смерти Андрея в живых оставался только будущий неудачливый муж царицы Тамары Юрий – но и он был далеко и скорее всего был ещё ребёнком.
Все остальные его сыновья умерли. В память о смерти самого старшего – наследника Изяслава – была построена Андреем церковь Покрова-на-Нерли.

После смерти отца в 1157 году Андрей Юрьевич становится великим князем и сразу же проявляет себя выдающимся правителем и неординарной личностью. Принимая титул великого князя, он объявил о решении перенести столицу в город Владимир-на-Клязьме, после чего изгоняет из Ростово-Суздальского княжества трёх своих братьев, двух племянников, мачеху – то есть почти всех приближённых отца, которые ему мешали править по своему усмотрению.
В этой новой столице он начинает грандиозное строительство. Возводится Успенский собор, поражавший современников своей роскошью, дорогу к нему открывают Золотые ворота подобные киевским. Строится и загородная резиденция – укреплённый город-замок Боголюбово-на-Нерли, где находился великолепный храм Рождества Богородицы.
Ещё с князем Андреем связано появление иконы Владимирской Богоматери. Эту икону князь перевёз из монастыря в Вышгороде под Киевом – дескать, такой знак дала мне Сама Пречистая.
Более того, Андрей продвигает идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества. Он вводит новые церковные праздники – Спаса и Покрова Пресвятой Богородицы. При нем создаётся целый цикл литературных произведений: «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа», «Житие Леонтия Ростовского» и т. д.
В конце концов князь решил отделиться от Киевской митрополии и создать свою собственную Владимирскую митрополию. Но грандиозные планы князя не увенчались успехом. Его гордыня и поведение вызвали всеобщее осуждение – как со стороны Константинопольского патриарха, так и со стороны общественности того времени.
Вмешательство Патриарха Константинопольского подвигло боярскую аристократию в Киеве на организацию мятежа против Боголюбского и его младшего брата – князя Переяславского и Киевского Глеба, которого, предположительно, отравили киевляне.
В ответ Андрей Юрьевич бросает огромное войско на усмирение старой столицы – и ростовцев, и суздальцев, и рязанцев, и муромцев, и новгородцев, и владимирцев, дружины сопредельных земель черниговского, курского, полоцкого, смоленского и других князей.

Однако принявший власть в Киеве Роман Ростиславич (кстати, один из близких придворных князя Андрея) отказался выдавать заподозренных в измене бояр даже под угрозой расправы.
И тут под стенами Киева войско потерпело сокрушительное поражение.
«Так-то князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку», – писал летописец, увидевший в этом поражении промысел Небес.
Власть постепенно стала утекать из рук Андрея Боголюбского, и вскоре против князя возник заговор приближённых.
В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях сохранилась так называемая «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» о заключительных часах жизни князя.
Итак, в заговоре участвовали человек 20 бояр и самые близкие люди князя – прежде всего, его ключник Анбал, который накануне днём вынес из спальни князя его меч. Ночью, в субботу 29 июня 1174 года, заговорщики пришли в дом князя, проследовали в погреб и для храбрости напились. Потом постучали в спальню Боголюбского. Но Боголюбский почувствовал неладное и не открыл.
Тогда дверь выломали, и в темноте с оружием набросились на князя, который стал искать меч и не нашёл его. Была такая куча мала, что заговорщики умудрились даже ранить своего. Ну а князя тяжело ранили и бросили, подумав, что убили.
Позже Боголюбский пришёл в себя и пополз из спальни – видимо, по потайному ходу на улицу. Заговорщики, которые находились ещё в доме, нашли князя под лестницей по кровавому следу и добили князя, потом ограбили княжеские покои, а затем провокаторы подняли восстание в городе, где начали грабить дома и убивать приближённых князя. Дальше по цепочке дело пошло по всей округе, даже селяне приняли участие во всеобщем шабаше.
Затем, понятное дело, устыдились. И похоронили князя в Успенском соборе, который был построен при Боголюбском.

Затем заговорщики вполне предсказуемо переругались между собой. В итоге великим князем Владимирским стал младший сводный брат Андрея Боголюбского – Всеволод Большое Гнездо, который всех выживших заговорщиков казнил. Чтобы другим неповадно было.
Кстати, в 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая текст: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), ему вечная память, а сим – вечная мука». А ниже – имена 20 заговорщиков: Пётр, Кучков зять, Амбал и Яким (Кучкович). Потом текст становится нечитаем, а в конце приведены три имени, которых в летописной повести нет: Ивка, Петрко и Стырята (последнее имя может быть прозвищем – от слова «стырь», то есть рулевое весло). И ниже: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты», что, видимо, означает, что предателей своего господина предали церковной анафеме.
Постепенно об Андрее Боголюбском начали говорить как о страстотерпце, который своей мученической смертью искупил все грехи, которые он допустил ради становления единой державы.
По приказу государя императора Петра Великого в 1702 году было установлено почитание Святого благоверного князя Андрея Боголюбского в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского – 4 июля по юлианскому календарю.
Эта дата стала роковой для российских монархов – 4 июля 1764 года был убит император Иоанн Антонович, 4 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.