Открытие преподобного Серафима Саровского

Известно, как Серафим удивил Николая Мотовилова, показав ему действие благодати Святого Духа. Гораздо меньше обращают внимание на то, что и самому святому открыл его друг–мирянин Николай Мотовилов о действии Духа в человеке и мире

Фото: Юлия Степанова

Фото: Юлия Степанова

Духовный путь Николая Александровича Мотовилова был сложным и неоднозначным, однако именно этот путь привёл его к судьбоносной встрече с преподобным Серафимом Саровским. Благодаря этой встрече Мотовилов не только получил долгожданные ответы на внутренние вопросы о смысле жизни, но и нашёл собственное призвание, начав служить Богу как мирянин – человек, живущий в миру, но искренне стремящийся к христианскому совершенству.

Николай Александрович происходил из древнего аристократического рода, получил блестящее образование, с юности был погружён в православную традицию и отличался яркой религиозной восприимчивостью. Мотовилов писал, что принадлежит к боярскому роду с почти тысячелетней историей, один из его предков служил ещё во времена призвания Рюрика. В семье Николая Мотовилова также сохранялось предание о том, что один из предков участвовал в Куликовской битве. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, род Мотовиловых восходит к Фёдору Ивановичу Шевляге – родному брату боярина Андрея Кобылы, являвшегося родоначальником рода Романовых. Для современников Николай Александрович был человеком, чьё свидетельство вызывало глубокое уважение и к мнению которого прислушивались. 

Мотовилов вспоминал, что так хорошо он знал Священное писание, что мог наизусть прочитывать целые отрывки из пророчеств. Уже с двенадцати лет он оказался в окружении русских архиереев, и с малых лет начался его духовный поиск: он хотел понять, каков истинный смысл христианской жизни. Однако ни в семье, ни среди духовных наставников он не получал удовлетворяющих его ответов.

Николай Мотовилов. Фото: общественное достояние
Николай Мотовилов. Фото: общественное достояние

Сам преподобный Серафим ко времени их встречи был уже прославленным подвижником, почти полвека провёл в молитве, в уединении, столпничестве и безмолвии – жизнь его стала символом подлинной монашеской святости. Саровский старец говорил, что так утвердился на выбранном пути, что «никакою силою не могли понудить меня к богоотступничеству». Одним из плодов его духовных поисков стало получение заповеди от Богородицы о создании Мельничной общины, а встреча с Мотовиловым раскрыла новую грань и новую глубину его духовного дара и опыта.

Николая Мотовилова принесли к преподобному Серафиму 5 сентября 1831 года после того, как он три года тщетно боролся с болезнью суставов и лечился у многих известных врачей. Ревматические боли сильно измучили Николая Александровича, он не мог ходить, четыре человека принесли его, а пятый держал голову во время разговора с преподобным. В конце продолжительной беседы, во время которой Мотовилов развёрнуто исповедовал свою веру, преподобный Серафим, радостно взглянув, объявил ему: «А если веруешь, так ты здрав, Батюшко, – вставайте и ходите – ваше Боголюбие, вы совершенно здравы и не имеете нужды ни в чьём врачевании».  

Сила и уникальность их общения заключалась не только в том, что Мотовилов был исцелён от тяжёлой болезни, – более важным стал тот духовный диалог, через который каждому из них было открыто нечто новое. 

В беседе с Мотовиловым преподобный Серафим открывает ему, что смысл христианской жизни состоит в стяжании – то есть приобретении – благодати Святого Духа. Образ стяжания Духа понимался раньше преимущественно как монашеский идеал, однако, глядя на жизнь Мотовилова, Серафиму Саровскому открывается: люди, живущие в миру, простые христиане, могут, если захотят, следовать этим путём и достичь не меньших благодатных даров Божьих, чем монашествующие.

Сам Мотовилов, получив исцеление, видел в этом не только знак Божественной силы, но и начало нового этапа своего служения – жить по Евангелию изнутри своей обычной земной жизни, свидетельствовать о вере, рассказывать другим, как важно стремиться к богопознанию, в котором происходит стяжание Святого Духа. По словам преподобного, те, кто идут этим путём в миру, могут получить те же дары Святого Духа, что и монахи, если добровольно примут на себя крест и будут готовы претерпеть страдания этого пути ради Христа. 

Преподобный Серафим прямо поручил Николаю Александровичу заботиться о Мельничной общине и свидетельствовать другим о полученном откровении. И Мотовилов стал ярким воплощением служения мирянина в Церкви: он не просто открыто рассказывал людям о своей вере, но и собственным примером являл, что высокий христианский путь возможен для любого человека, любящего Бога.

Встреча преподобного Серафима и Николая Мотовилова стала даром и откровением для них обоих. Преподобный Серафим, увидев духовные возможности мирянина, и сам был удивлён тем, что в грядущие времена путь к святости откроется каждому искренне ищущему.

Откровение об этом особом пути мирянина всегда остаётся новым и обновляющим церковную традицию, хотя вырастает из неё и на ней основывается. Многие свидетельствовали о помощи преподобного Серафима в трудных жизненных обстоятельствах, однако в случае с Мотовиловым можно говорить о взаимной встрече, в ходе которой раскрывается христианский путь полного посвящения себя и своей жизни Христу и людям.

Преподобный Серафим Саровский не оставил после себя письменных наставлений или богословских сочинений. Практически всё, что мы о нём знаем, дошло до нас через свидетельства людей, которые его окружали. Благодаря тому, что Николай Александрович Мотовилов смог воспринять и передать беседы преподобного Серафима, нам стало известно откровение о духовном пути мирянина в Церкви и том опыте встречи, в результате которого это откровение стало возможным.

Читайте также