Успенский пост довольно короткий – длится всего две недели, но по своей важности и строгости практически не уступает Великому Посту, только если Великий пост установлен в память об окончании земного пути Спасителя, то Успенский – в честь Пресвятой Богородицы. Вернее, тихого ухода Её из мира к Своему Сыну в вечные обители.
И дело здесь не только в ограничениях в еде – это только способ подготовить своё тело к усиленной работе души. Пост – период воздержания от страстей и дни смирения. Это время молитв и тихого разговора с Богом о своей жизни.
И здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».
Поэтому пост – это вовсе не диета, и миряне не обязаны соблюдать постовые ограничения по всей строгости монастырских законов. Если дни сухоядения вызывают у вас гнев и раздражение на окружающих, то, очевидно, лучше умерить свой аскетический пыл, дабы не достичь прямо противоположной цели.
* * *
Преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев:
– В ранней церкви вообще не было длительных постов. Они были строгие, но краткие. Длительные посты появляются в IV–V веках в связи с развитием практики подготовки ко крещению. Так появился и Великий пост, и пост перед праздником Рождества. Именно на эти праздники обычно массово крестили людей. А посты помогали людям завершить подготовку к крещению, которая в те времена могла занимать до трёх лет.
Для тех же, кто уже был крещён, посты носили чисто евангельский, христианский смысл. Они постились не ради себя, а ради тех, кто готовился к началу церковной жизни. Это был и пример для начинающих, и ходатайство за них перед Богом, чтобы они не теряли бодрости, не унывали и качественно готовились к своему крещению.
Но позднее отношение к постам изменилось и они приобрели более аскетический смысл, направленный на собственное совершенствование, на покаянное усилие. То есть акцент смещается на самих себя. Если бы аскетические, покаянные обертоны не вытеснили первоначального смысла постов – заботы о ближних, особенно тех, кто ещё не вошёл в Церковь, не укрепился в вере, – то это было бы не так страшно, тогда бы и аскетический смысл был на своём месте, он вполне может сосуществовать как дополнительный. Но когда размывается первоначальный, евангельский смысл поста как возможности помочь и поддержать на пути к Богу других, то и аскетический смысл повисает в воздухе. Во многом именно такое отношение к постам сформировало в современном сознании искажённое представление о христианской вере и церковной жизни.
Многие уверены, что христианство – это путь индивидуального, чуть ли не эгоистического самосовершенствования и самоспасения, а не путь заботы о ближнем, ради которого Христос предлагал забыть о себе...
* * *
За две недели воздержания православные отметят Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Медовый Спас, который отмечается 14 августа, – это праздник, посвящённый воспоминанию о силе Креста Христова. «Крест в христианстве – это символ пути любви и свободы в этом мире, возможности свою жизнь до конца посвятить ближнему, то есть самому стать вполне человеком», – говорит теолог.
Второй праздник – это Преображение, Яблочный Спас, который отмечается 19 августа.
Наконец, Ореховый Спас – это сам праздник Успения Божьей Матери.
* * *
Также 14 августа Православная церковь отмечает праздник происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста Господня.
Под «исхождением» тут имеется в виду просто торжественный крестный ход. Когда-то в Константинополе был обычай выносить из храма Святой Софии часть святого креста, на котором был распят Иисус Христос. Как известно, после того как тело Спасителя сняли, Его Крест спрятали в старом колодце. В 70 году по Р. Х. Иерусалим разрушила до основания римская армия, а место нахождения Креста было утеряно. Через 300 лет, когда во главе Римской империи встанет Константин I, его мать Елена отыщет Крест на Святой Земле. В честь этого события Церковь установила праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Но вот накануне Успения Богородицы в Константинополе сложилась традиция нести святыню крестным ходом по городу. Вот что о возникновении праздника говорится в греческом часослове 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (то есть в храме Святой Софии). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».