В романе отца первого грузинского президента – писателя Константина Гамсахурдиа – «Похищение Луны» есть герой, «дедушка Тариэл». Грузинский священник, покинувший родной дом в Абхазии из-за невозможности сладить с местными коммунистами. «Почтенный старец, жестоко гонимый судьбой», – пишет о нём автор, не скрывая лёгкой иронии.
«Дедушка Тариэл» для современной Грузинской церкви – это такой ключевой архетип: «Невзлюбили в Абхазии протоиерея Тариэла: рясы после революции он не снял, с новыми порядками не ужился, языком трепал без устали, в каждой проповеди поносил большевиков. С кем только их ни сравнивал: и с саддукеями, и с филистимлянами, и с египтянами. Ну и попросили его убраться из Абхазии». Тогда обиженный священник, «уподобив себя пострадавшим за веру мученикам», уехал в Грузию к сыну. Но и там продолжал бороться с большевиками, которых презрительно называл «они», и протестовать против соввласти всем своим существом. Даже читая вслух Евангелие или псалмы, «дедушка Тариэл» не упускал возможности проявить свою «гражданскую позицию» и вместо слов «египтяне», «враги» и «оглашенные» подставлял слово «большевики». Тем самым «отводя душу».
Конфликт между «крипто-меньшевистской» Грузией, всегда так или иначе сопротивлявшейся советской власти, и «большевистской» Абхазией, в целом принявшей советскую власть и видевшей агрессора скорее в Тбилиси, чем в Москве, сломал жизнь не только литературному «дедушке Тариэлу», но и десяткам реальных грузинских священников. Как это часто случается в критические моменты грузинской истории, на этих выходных, 4–5 октября, в Тбилиси в буквальном смысле слова вышел на сцену «дедушка Тариэл».
Надо понимать, что Грузия, почти год беспрерывно митингующая, уже воспринимает фейерверки, уличные перформансы и драки оппозиционеров с полицией как рутину. Реакции общества и медиа притупились, привычными «концертами» людей на улицы не вывести. И вот выходит он со своей белоснежной бородой и огненным взором: «Я с тобой навсегда, моя Грузия!».
Сюжет поистине кинематографичный. Звёздный архимандрит Дорофей (Курашвили), словно старик Хоттабыч, выплывает из своей волшебной лампы: «Я давно уже не колдовал с таким удовольствием!». Каждый из стоящих по обе стороны от архимандрита людей в рясах держит руку на сердце: патриоты приносят клятву. «Дорогие отцы, спасибо, что вы с народом!» – кричат восторженные зрители. The show must go on, карнавал продолжается.

Столь стремительный переход оппозиции от антиклерикального дискурса к ультраклерикальному – отдельная тема. Кажется, такая смена декораций возможна только в Грузии. Те же самые люди, которые с восторгом встречали антиклерикальные акции и кричали, что «Иванишвили скупил Грузинскую Патриархию» и «ГПЦ – филиал РПЦ и КГБ», – аплодируют архимандриту Дорофею, осеняют себя крестным знамением. И никто не видит противоречия.
Архимандрита Дорофея в Грузии уже сравнивают со святым католикосом Амвросием (Хелая) – а это для Грузинской церкви практически то же самое, что святой патриарх Тихон для русской. Судебные процессы над обоими исповедниками происходили практически в одно и то же время, и оба – жертвы советского режима.
Сравнение явно польстило духовному оппозиционеру: уже в понедельник он повысил ставки и цитировал католикоса Амвросия в «открытом письме», адресованном ЕС, США и «всему культурному человечеству», в котором просил «освободить Грузию от российской агрессии» и «помочь ей вернуться на путь демократического развития». Речь католикоса с осуждением «большевистской оккупации» Грузии, адресованная сто с лишним лет назад участникам Генуэзской конференции, по мысли архимандрита, как нельзя лучше ложится на современный грузинский контекст. Только вместо советской России он подразумевает Россию современную. «Оккупанты, правда, стараются внутри и за пределами страны убедить всех, что они освободили и осчастливили грузин, однако насколько счастливой чувствует себя грузинская нация, это лучше всего ведомо мне, её духовному отцу. Смело и без преувеличения говорю, что те совершенно неуместные эксперименты, которые они производят над грузинской нацией, непременно доведут её до физического вымирания, духовного одичания и растления!» Что называется, ни убавить, ни прибавить. Попутно архимандрит обвиняет Россию в отъёме у Грузии еë территорий: якобы это она «при помощи своей пропаганды и пушек» завладела «Абхазией и Самачабло» (то есть Южной Осетией).