По этой причине тайна Троицы в книге историка Андрея Зубова «Религия Библии христианство» находится аж на 374 странице. Там он пишет о догматах – специальных церковных установлениях, которые возникли в качестве ответа на богословские разномыслия и ереси.
В частности, Зубов упоминает богослова III века Савеллия из Пентаполиса Ливийского, который считал, что Бог прост, Он един, но у Него есть три просопа, то есть фасада, маски. И при смене маски Бог как бы меняется в своих энергиях и проявлениях. Для огромного количества молодых восторженных христиан это учение показалось простым и логичным. Только от них, как и от самого Савеллия, ускользает суть: если Бог просто меняет фасад Отца на Сына, Сына на Духа, Духа обратно на Отца, то при чём тут человек? Получается, что между Господом и человеком или нет никакой разницы, или она по-прежнему не преодолена, несмотря на рождение в мир Иисуса Христа.
В 261 году всё-таки разобрались и назвали учение Савеллия неверным. Но кабы он был один такой…
Андрей Борисович пишет: «Церкви важно было утвердить идею того, что в Боге три Личности – настоящих полноценных Личности… Троичность Божества есть главная тайна христианской веры. Почему? Потому что она открывает место человека в Божестве».
И ведь правда, в первом приближении к этой тайне мы начнём колдовать над числами: а почему Троица? Как это связано с Пятидесятницей? Почему три, а не четыре, или два, или тридцать семь с половиной?
На эти вопросы Зубов отвечает словами русского богослова Владимира Лосского: «Тройственное число не является количеством, как мы обычно понимаем: оно обозначает в Божестве неизречённый Его порядок».
Ах, сколько слёз и крови было пролито вокруг этой тайны! И большинство христиан древности, когда догматика только зарождалась, и современности, когда про неё уже никто не спрашивает, совершенно не в курсе богословских тонкостей и нюансов своей веры. Проблемы возникают тогда, когда человек начинает думать. И в этом смысле «борьба за понимание – ортодоксию, правильную веру – это борьба за спасение думающих людей».
А что же делать с недумающими? Если таковые и есть, что вряд ли, то Богу сперва придётся оживить их мысль, а потом уже и воскресить их самих. Он не хочет ничего усложнять. Он просто хочет вернуть человеку его достоинство. И если какой-то простак оказывается духовно гениален, то ему и курс догматики не нужен. А если за этой простотой прячется посредственность, то человек в опасности, он будет упрощать Бога под себя.
Человек – это тоже личность. Если он отвечает призыву Бога, то он не растворяется в вечности или в великолепии Божества. «Более того, – пишет Андрей Борисович, – каждый человек – это отдельная ипостась человеческой природы. У нас одна природа, а ипостась у каждого своя». Видите, как мы похожи на Бога?
Но человека всё время куда-то заносит. Так и с эти откровением: то мы объявляем себя богами, то мы ставим человеческое выше божественного, то отменяем нашу природу вовсе, но не для себя, а для отдельных народов и наций, как Гитлер это сделал для евреев, цыган и славян. В таких случаях это означает лишь то, что тайна Троицы и любви Бога, тайна Его и своей собственной личности осталась для человека неразгаданной.
При таком раскладе человек, теряя Бога, теряет самого себя. Когда нет личности, остаются конструкты: классы, народ, общества и так далее. Иногда этот сбой может стать критическим для всей церкви, когда на первое место в самосознании выходит не богочеловеческая церковная природа, а нация или государство. Недаром именно по этим пунктам более всего критикуется РПЦ. Филетизм же как форма ущербного православного национализма был и вовсе осуждён самой же церковью как ересь на соборе в Константинополе в 1872 году. Понятно, что без народа нет церкви, Дом Божий должен быть кем-то наполнен, но церковь может стать душой народа, а не наоборот.
И, наконец, познание тайны Троицы позволяет нам лучше понять суть всей мировой ненависти и войн, начиная от локальных межличностных конфликтов – кончая глобальными катастрофами.
«Ненависть доходит до фантастических пределов, – пишет Зубов. – И конфликт вызван тем, что природа человека поражена грехом. Но при этом каждая человеческая личность сохраняет свою божественность». Другими словами, падшесть человека имеет отношение к его природе, а образ Божий относится к его личности.
Что нам с этим делать? Для начала вспомнить, что Бог – это общение и любовь. Это то, что, применяя к своей жизни, мы можем потихоньку двигаться к исцелению своей природы, чтобы при всех особенностях суметь стать единым телом точно с такими же искалеченными от рождения грешными людьми – церковью.
Для кого книга Андрея Зубова? Для тех самых думающих, которые ищут спасения от смерти, одиночества и бессмыслицы.