Что такое QR-код? Это двухмерный или матричный штрихкод, который, скорее всего, многие видели, похожий на квадрат с расположенными внутри черными квадратиками. Эта графическая метка, родственная штрихкодам, которые наносятся на продукты в магазине, но более информативная. С её помощью можно хранить интернет-ссылки, записывать номера телефонов, идентифицировать документы, хранить изображения и аудио, совершать оплату товаров и услуг в интернет-магазинах и штрафов. А также сегодня с помощью QR-кода можно сообщить о своей вакцинации сотрудникам учреждений, которые это потребуют. Неизвестно, распространится ли практика QR-пропусков по всей России, но в Москве она уже активно реализуется.
И эти ограничения вызывают подозрения истово верующих: человек, мол, поглощается цифровыми удобствами. Без QR-кода, этого начертания, ещё можно покупать и продавать, но уже в любимом ресторанчике не пообедать. Сбылось ли пророчество? Этот вопрос витает и в воздухе, и в комментариях православных групп, а появление его было неплохо подготовлено периодом до пандемии.
От бегунов до Диомида
Напомним, что до появления QR-кодов был другой всплеск алармизма. Американская писательница Мэри Стюарт, на которую, по её словам, сходил пророческий дух, сообщила, что в UPC коде (он же штрихкод) зашифрованы шестерки. Она написала книгу «When your money fails 666», которая стала бестселлером и была переведена на многие языки, включая греческий. Так эти идеи попали на Афон, а потом и в Россию. И здесь нашли благодатную почву.
«Нет ничего нового под солнцем», уверяет Екклесиаст, и Россия о «бесовских печатях» тоже была проинформирована заранее. Во всяком случае, в XVIII веке в Российской империи в среде радикально настроенного течения беспоповцев-филипповцев появились два других согласия, называемые« бегуны» и« пастухово согласие». Они находились в постоянном странствии и избегали принятия любых документов, паспортов и денег, потому что на них находился герб, который считался печатью антихриста. Масла в огонь подлил ещё и Пётр I, издав в 1712 году указ, согласно которому всем, забираемым в рекруты, на левой руке накалывали иглой крест и натирали это место порохом. Разумеется, эту метку тоже начали воспринимать как печать антихриста.
В 1990-е годы ХХ века РПЦ пережила очередной период апокалиптических страхов. У людей не получалось отличить качественную православную литературу от сомнительной, поэтому под влиянием некоторых афонских монахов в Россию пришла боязнь электронных документов, ИНН и штрихкодов.
Появлялись священники, которые зачастую придерживались идей ярого антиэкуменизма и фундаментализма. Они отказывались регистрировать храмы, не допускали до причастия людей, получивших ИНН, и учили довольно пожилых прихожанок фактически отказываться от пенсии в не самые благополучные годы, уходя со своей паствой в раскол.
В 2000 году указанные проблемы обсуждались на пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской православной церкви, где архиереи всерьёз решали, присутствуют ли в ИНН и штрихкодах зашифрованные «666» и признаки печати антихриста. Было установлено, что точка зрения алармистов никак не согласуется со святоотеческим преданием. Ведь, согласно последнему, печать закрепляла сознательное отречение от Христа, которое не может быть совершено вследствие технологического воздействия на душу.
Однако уже в феврале 2007 года увидело свет обращение верующих и мирян за подписью епископа чукотского Диомида (Дзюбана) с критикой церковной иерархии, наполненное конспирологией. Среди прочих обвинений против церковного руководства в ход шёл пункт об ИНН – знаке, который может «повредить душе без её сознательного отречения от Бога». Впоследствии еп. Диомид ушёл в раскол, став лидером фундаменталистски настроенных верующих. И некоторые из них находили печать антихриста в ещё более оригинальных местах. Скажем, в новом российском паспорте «страшную метку» обнаруживали в узоре, обвивающем номер страницы (якобы там можно разглядеть всё те же три шестёрки). И даже герб со святым Георгием Победоносцем, имеющийся в паспорте, не спасал: знающие люди советовали перед использованием документа всё равно прогревать и обезвреживать его в микроволновках. Другие просто и бесхитростно заявляли, что правильный паспорт – советский, а российский – с шестёрками. Ну а что СССР был гонителем церкви – так это для конспирологов вообще не аргумент…
Кратчайшая экзегеза
Конечно, все отечественные апокалиптики ссылались на божественный источник – библейскую книгу Откровения Иоанна Богослова. Там присутствуют слова, в которые вчитывается не одно поколение христиан: «Он принудил всех людей: малых и великих, богатых и бедных, свободных и рабов, чтобы они дали отметить себя клеймом на правой руке или на лбу. Никто не мог ни продавать, ни покупать ничего у того, у кого не было такого клейма, а это клеймо было именем зверя или числом, означавшим его имя. Это требует мудрости. Каждый, у кого есть разум, может понять значение числа зверя, потому что оно соответствует человеческому числу. Это число – шестьсот шестьдесят шесть» (Откр 13:16–18).
Библейские книги требуют определенной традиции понимания, без которой любые попытки вычитать из них «практический смысл» превращают нас в «бегунов» от Истины и Слова.
Нельзя читать Библию как инструкцию, особенно это касается книги Откровения. Пророческие книги опираются на язык символов, поэтому в них много намёков и шифров, которые понятны изнутри иудео-христианской традиции первых веков жизни церкви и совершенно непонятны при взгляде с опорой на реалии России XVIII или XXI века. Скажем, в образе Асии адресаты видели глубоко символический мир языческой Римской Империи, а что видим мы – уже большой-большой вопрос.
Говоря о приведенном месте из книги Откровения, автор изображает всеобъемлющее притязание безбожной власти и имперского культа на «сердце человеческое». Начертания, клейма или татуировки – традиционный библейский эсхатологический мотив (Иез. 9:5). И как можно судить по 3 книге Маккавейской (2:20–21), при Птолемее IV египетским евреям наносили рабские метки, выжигая знак Диониса – лист плюща, что отразилось в символической традиции. При этом иудеи знали свои «метки» – тфилин, то есть коробочки с фрагментом из Торы, который налагали на лоб и на руку. Так, в Откровении мы получаем игру образов: есть рабы Господа, которые послушны Богу и Ему подчиняются, а есть рабы господ земных, которые имеют свои отметки. Внешние знаки здесь – только отображение действительной принадлежности сердца человека.
Отец Ианнуарий (Ивлиев), известный православный библеист, говорил, что наивно полагать, будто антихристова печать для избранных носит чисто физический характер: так же странно думать, будто «обрезанное сердце», по словам ап. Павла, требует реальной хирургической операции, чтобы возноситься ко Господу. Речь идёт о духовном согласии на рабство зверю-антихристу.
Следующее утверждение из Откровения вызывает особый ажиотаж в связи с нынешними QR-кодами: «Никто не мог ни продавать, ни покупать ничего у того, у кого не было такого клейма, а это клеймо было именем зверя или числом, означавшим его имя». Однако за ним тоже стоит вполне конкретный исторический сюжет: в Римской империи главенствовал культ императора, и, чтобы торговать, трудиться в ремесленной артели, требовалось воскурять ему фимиам, признавать императорскую волю, «печать» в качестве божественной, что было несовместимо с христианской верой.
Далее, как мы помним, Иоанн сообщает об имени и числе зверя, намекая, что надо разгадать его. Интересно, что в некоторых рукописях указаны другие числа: вместо 666 значится, например, 616. Поскольку книга писалась по-гречески автором из еврейской культуры, он с трудом мог написать три одинаковые цифры арабской нумерацией.
Одна из разгадок «трёх шестёрок» связана с аббревиатурой титула «Автократор Кесар Дометианос Севастос Герман», выбитой на монетах того времени. Через еврейскую транслитерацию греческого эта аббревиатура превращается в «666». Также многие интерпретаторы видят в «шестёрках» намёк на имя императора Нерона, которого Сивилинны книги, наряду с Филостратом, называли «зверем». В любом случае, конкретика здесь вторична по отношению к смыслу — поклонению злу и Маммоне вместо поклонения Христу.
А дело в другом
Священникам, как никому другому, приходится часто сталкиваться с вопросами о шестёрках и печатях. Отец Александр Сатомский, настоятель храма Богоявления в Ярославле, так комментирует эти волнения: «Вопрос, связанный с печатью антихриста, должен иметь изначальную конкретную однозначную религиозную окрашенность. Как в остальных обстоятельствах жизни невозможно отречься от Христа случайно, это не может пройти каким-то незаметным способом, точно так же и здесь. Если бы принятие QR-кода, ИНН, вакцины сопровождалось религиозной повесткой, то, к сожалению, мы могли бы говорить, что: а) антихрист царствует над миром; б) этот знак является его печатью. Но так как мы не видим никакой религиозной окрашенности всех данных процессов, то и говорить о том, что алармистские настроения в среде определенных групп верующих имеют какие-то серьезные основания, мы не можем. Конечно, если c каких-то более-менее традиционных экзегетических позиций подходить к этому вопросу, то QR-код не отличается от других способов индентификации личности, которые мы имеем».
При этом отец Александр вспомнил святого Порфирия Кавсокаливита, который говорил в связи с «апофеозом Апокалипсиса», что «исключительно безответственные духовники невротизируют таким образом свою паству». Преподобный указывал, что даже если его всего испишут шестёрками, это никак не повлияет на его внутреннюю связь со Христом. Причём этот принцип работает и в обратную сторону: если человек обвешает всего себя крестами или, наоборот, откажется от всех меток и знаков, это вряд ли улучшит качество его духовной жизни. Дело-то в другом.