Представьте себе: идут съёмки программы «Битва экстрасенсов», в которой шаманы соревнуются с колдунами в мастерстве магических практик. 450 колдунов и лжепророков – разных там матрёнушек, кашпировских, чумаков и прочих копперфильдов, с утра до ночи читающих мантры и заклинания, генерирующих торсионные поля и астрально-информационные ветры, и все вместе они пытаются вызвать дождь, которого не было уже много недель... И вот появляется суровый монах, одетый в какое-то тряпьё, и начинает откровенно потешаться над всеми экстрасенсами:
– Кричите громче свои заклинания: наверное, ваши боги заснули, так надо их разбудить!
А затем этот странный человек складывает из камней жертвенник, берёт дрова и для верности поливает их водой. И тут же сам собой вспыхивает нестерпимо яркий огонь, а монах начинает обличать всех присутствующих в грехах и безбожии.
Режиссёр шоу натурально зовёт охрану, но дюжие секьюрити падают перед грозным монахом на колени: это же великий пророк!
* * *
Наверное, именно так в Израильском царстве в IX столетии до Рождества Христова древние иудеи восприняли появление пророка Илии, чьё имя переводится как «Бог мой Господь».
Известно, что будущий пророк родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнём и питали пламенем огненным. Это был знак избранности младенца от Бога.
Но пророки Божии никогда не приходили просто так. Нет, Господь благословлял их на пророческое служение в самые критические моменты жизни народа Божия, чтобы они направляли словом заблудших сынов Израилевых на путь истины.
Илия пришёл как раз в такое время: уже почти сто лет прошло с момента раскола, когда вместо созданного Давидом большого и могущественного царства существовало два небольших – Израиль и Иудея. Израилем правил царь Ахав, который заключил выгодный для внешней политики союз с Финикией, женившись на Иезавели – дочери финикийского царя, которая принесла с собой культ Ваала и Астарты. Некоторое время две религии – вера во Единого Бога и культ Ваала – как-то уживались рядом, но усилиями царицы-финикиянки язычество становится чуть ли не государственной религией Израиля. И вскоре сами евреи стали преследовать тех, кто оставался верным Богу Авраама, Исаака и Иакова; и первыми убивали именно пророков Господних.
Поскольку Ваал у финикийцев считался богом плодородия, Господь по молитвам Илии поразил землю трёхлетней засухой – неурожай стал средством вразумления отпавшего народа, показал тщетность веры в Ваала.
Сам же пророк, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Через некоторое время поток высох. Пророк Илья отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил ещё одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву и решил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. – Тот бог, который даст ответ посредством огня (на жертвенник), и есть Бог.
Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. Затем Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней – по числу колен Израилевых. И жертвенник, и дрова под ним Илия велел обильно полить водой – для усиления эффекта чуда, чтобы убедительно засвидетельствовать истинность и всемогущество Бога. И огонь, сходящий с неба по молитвам Илии, сжёг не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника, и воду.
Увидев это, израильский народ пал ниц: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». По повелению пророка Илии жрецы были убиты. И тогда Бог дал наконец большой дождь.
* * *
Царица Иезавель приказала убить пророка – в отместку за смерть жрецов. Пророк был вынужден бежать в пустыню, где в отчаянии думал, что он остался единственным человеком, сохранившим верность Богу. И он «просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих».
Во сне ему явился Ангел и передал волю Бога: нужно идти к истоку веры Израиля – к той самой горе Хорив, где много веков назад было дано откровение Моисею, где был заключён Завет Бога с Его избранным народом.
И в пещере на горе Хорив пророку даётся новое откровение: Господь говорит ему, что он увидит три явления: землетрясение, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы, и огонь, но в этих явлениях нет Господа. Господь есть в последнем – четвёртом явлении, в том, которое обозначено как «веяние тихого ветра».
То есть Господь говорит пророку, что никакие наказания и стихийные бедствия не способны были привести народ Божий к покаянию; напротив, после схождения огня всё стало только хуже: Иезавель угрожает пророку смертью, царь Ахав и весь народ израильский оставляют пророка, спасшего царство от голодной смерти, на произвол судьбы.
Нет, к настоящему покаянию и возвращению к Богу людей может призвать только тихий голос любви. И таким кротким «веянием тихого ветра» и стал грядущий Христос.
Но до явления Мессии ещё нужно дорасти. И поэтому Господь указал Илии дорогу обратно в Израиль: «Пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя».
Выполнив все указания Господа, Илия был взят на Небо живым: «явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо». Правда, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив ученику её уже с огненной колесницы.
* * *
Вновь пророк Илия появляется уже в Новом завете: в Евангелии от Луки Ирод Антипа спрашивает у слуг, что говорят в народе об Иисусе Христе. Некоторые говорят Ироду, что Иисус – это воскресший Иоанн Креститель, казнённый по приказу царя. Другие же уверены, что Иисус – это сам сошедший с небес пророк Илия.
В Евангелии от Матфея ученики спрашивают Учителя: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Христос отвечает, что «Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. И действительно, пророческое служение Иоанна Крестителя во многом напоминает служение Илии: оба боролись с языческими культами, обоих преследовали развращённые царицы.
В то же время Христос явно проводит между Собой и ветхозаветными пророкам четкую грань. В Евангелии от Луки сказано: «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать».
Наконец, во время Преображения Господня пророк Илия вместе с пророком Моисеем явился ученикам Христа на горе Фавор, чтобы беседовать с Сыном человеческим, то есть Богочеловек был явлен между символом пророческого служения и символом богоданного Закона как знак исполнения всех ранее данных обетов и пророчеств.
* * *
Интересна судьба пророка Илии в православной церкви. Илия – едва ли не единственный ветхозаветный пророк, в честь которого освящаются храмы (ещё встречаются храмы, построенные в честь пророков Даниила, Моисея, Елисея). Считается, что первый на Руси храм во имя святого пророка Илии был построен в Киеве ещё до принятия христианства князем Владимиром. Самый древний ныне действующий Ильинский храм находится на погосте Выбуты Псковской области. Сейчас здесь находится каменная Ильинская церковь, построенная в XV веке, но прежде здесь стоял более древний храм, поскольку в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком.
Также Илия – это единственный ветхозаветный пророк, которому совершается служба с полиелеем (полиелей – наиболее торжественная часть праздничной утрени). Также Илии принято служить молебен в засуху. поскольку именно ему была дана власть разрешать и заключать небо.
И точно так же пророк Илия на Руси боролся с языческим культом Перуна.
Вернее, Илья-пророк, память которого с древнейших времён празднуют 2 августа, в массовом сознании народа постепенно вытеснил Перуна, праздник в честь которого также приходился на середину лета.
Например, шведский посланник Петр Петрей, в начале XVII века не раз бывавший в Великом Новгороде, писал, что русские в Ильин день славят своего древнего языческого бога: «Новгородцы говорят, что этот идол, Перун, каждый год в известное время кричит несколько часов. Услыхав этот крик, горожане и простой народ сбегаются со всех концов города, бьются друг с другом кнутами и палками, перебраниваются и поднимают такой шум и гам, что наместнику стоит великих трудов разнимать их…».
А вот как религиозные обряды новгородцев описывал в своих «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн, посол императора Священной Римской империи, дважды посетивший Россию с дипломатической миссией: в 1517 и 1526 годах. «Некогда новгородцы поклонялись и воздавали особые почести некоему идолу по имени Перун, стоявшему на том месте, где ныне находится монастырь, называемый от этого идола Перунским. Затем, по принятии крещения, они опрокинули его и сбросили в реку Волхов; говорят, будто он поплыл тогда против течения, а около моста слышали голос: „Вот вам, новгородцы, на память обо мнеˮ – и вместе с этими словами на мост была выброшена дубинка. И доныне часто случается, что в определённые дни в году раздаётся Перунов глас, заслышав который, граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками, отчего возникает столь сильное смятение, что градоначальнику стоит великих усилий усмирить его…»
«Крик Перуна» – это громовые раскаты посреди ясного неба, довольно распространённое природное явление для северо-запада России в середине лета, когда стоят самые короткие ночи в году, а в небесах то и дело сверкают сполохи и беспричинно гремят громовые раскаты. А на Ильин день на Руси испокон веков ждут грозы или дождя, а поэтому в этот день не косят и не убирают сена: Илья-пророк может и наказать за непочтительное отношение, поразив молнией накошенное сено.