Слово «сретение» – церковнославянское, слышать его непривычно, однако оно переводится просто – «встреча». Но кто и с кем смог встретиться так, что спустя более двух тысяч лет вся Церковь празднует этот день?
Сретение Господне – 15 февраля
В эту дату Церковь вспоминает, как на сороковой день после рождения маленького Иисуса принесли в Иерусалимский храм. Это совсем не то же самое, что сегодня, когда детей приносят в храм, чтобы покрестить. Тогда храм был один единственный, а вся культовая жизнь народа вращалась вокруг закона Моисеева и множества его толкований. Тем более что по закону первенца (то есть первого ребёнка мужского пола) надо было принести в храм и отдать на служение. Ну или выкупить за двух голубей – это уж у кого как получится. Вот и Мария с Иосифом принесли дитя как положено, да только там их встретил не служитель культа, а праведный старец Симеон.
Сила этой встречи была такова, что через века, в 1972 году, Иосиф Бродский напишет стихи о Сретении:
В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око.
История праздника Сретение
Что именно происходило в тот день – мы с вами можем прочесть в Евангелии от Луки (Лк. 2: 22–39). Согласно Писанию, через 40 дней после рождения Иисуса Христа Иосиф и Мария принесли Его в храм, чтобы «представить Его пред лицо Господа». Напомним, родители Иисуса должны были принести жертвы, посвятить ребёнка Богу, но «выкупить» его от практического служения при скинии. Тогда в храме оказался старик по имени Симеон, был он «праведный и благоговейный и ожидал утешения для Израиля, и был на нём Дух Святой». Другими словами, это был человек, которого все почитали праведником, он мог дожить до глубокой старости с такой репутацией именно потому, что держался поближе к Богу – сердцем и телом в храме.
И Духом Святым ему было открыто, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. Как это? Мистическим зрением.
Симеон просто узнал Мессию, как мы узнаём свою любовь, своё призвание – что-то, что объективно объяснить нельзя. Старец взял ребёнка на руки и сказал Богу: «Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего, исполнив слово Твоё, Владыка, ибо видели очи мои спасение Твоё, уготованное Тобою для всех народов – свет для просвещения язычников и славу народа Твоего Израиля». И пока Иосиф и Мария удивлялись сказанному, Симеон сказал Матери Христа: «Вот, Он лежит, Знамение, о Котором будет спор, чтобы через Него многие во Израиле пали и многие встали, – и Тебе Самой душу рассечёт меч, – чтобы обнажены были помышления многих сердец».
Отец Александр Шмеман писал: «Мы вслушиваемся в этот простой, но такой удивительный рассказ, и ощущаем, какой невероятной духовной красоты он исполнен. Как необычен, как прекрасен этот старец с Младенцем на руках и как таинственны его слова: “Ибо видели очи мои спасение Твоё!”. И постепенно начинаем постигать глубочайший смысл этого события».
Картина Фра Бартоломео «Сретение». Фото: Kunsthistorisches MuseumЗначение праздника Сретение
В отрывке Евангелия от Луки, где нам раскрывается Сретение, заключено множество смыслов. Как мы уже говорили, Сретение – это встреча. Её важность и значение передаётся нам через образ Симеона.
В жизни любого верующего христианина есть такая точка бифуркации, после которой меняется всё. Кто-то вспомнит своё крещение или какое иное таинство, кто-то – первую молитву или храм, кто-то – просто луч света над лугом в сентябре, но в этот миг у него состоялась встреча со Христом! Пережить эту встречу с живым Богом, а не с источником культа, – это начало подлинной веры. «Ныне отпускаешь… » – это не просто вздох облегчения угнетённого годами старика, но это встреча со свободой. Всё, что в этом мире подчинено законам природы, силам стихий, правилам и законам, утрачивает абсолютную власть над человеком. Мир, в котором среди всего живого царствует неотвратимая смерть, отступает перед Источником жизни.
Ожидание каждого христианина
Отец Александр писал, что праведный старец ждал Христа почти всю свою долгую жизнь (согласно преданию, около 300 лет): «Сколько должно быть бессонных ночей, сколько сомнений, сколько усилий. Но ведь и каждый из нас живёт ожиданием какой-то встречи – встречи с любимым, встречи со счастьем, встречи когда-нибудь, где-то там, на туманном ещё горизонте жизни, со смертью. И не пора ли спросить себя: “Чего я жду? О чём всё сильнее и настойчивее напоминает мне стук моего сердца и опадающие один за другим, как осенние листья, листки календаря? Преображается ли постепенно моя жизнь в ожидание встречи с главным?” Вот вопрос Сретения, и вот его ответ. Человеческая жизнь предстаёт в нём как прекрасное созревание души, всё более углубляющейся, все более освобождающейся и очищающейся от мелочного, суетного, случайного… Нет страха, нет неизвестности. Есть только мир, благодарность и любовь».
Встреча Ветхого и Нового заветов
Симеон становится не только прообразом обновления в нас самих, он раскрывает куда большее. Праведный старец так долго жил! Он являет собой весь Ветхий завет, апофеоз закона, который наконец обновится, потому что в мир пришло Спасение и Любовь.
Митрополит Антоний Сурожский писал: «Пришёл Господь, …пришла надежда, которую никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас, Христос посреди нас, и никто нас не вырвет ни из руки его, ни из любви его».
И вот здесь происходит Сретение, происходит встреча Ветхого и Нового. И Симеон благословляет Господа и уходит, а Христос остаётся, чтобы возрастать и царствовать.
Предвестие великой скорби
Однако бок о бок с радостью и ликованием в Сретение идёт печать грядущего глубокого ужаса и скорби. Симеон несёт Матери Божией весть о том, что меч пронзит ей сердце, что она испытает великое страдание.
Так об этом писал отец Александр Мень: «Мы думаем, что Матерь Божия не имела искушений, но если имел искушения даже Сын Её Божественный, имела такие испытания и Она.
Икона «Сретение Господне». Фото: общественное достояниеВот что значит: оружие разрубит Её душу, пронзит Её. Так же и люди – одни примут, другие откажутся, одни восстанут, а другие упадут, потому что Господь всегда был камнем преткновения для людей. Когда Он пришёл в мир, то люди должны были выбрать: с Ним они или против Него, принять им Его или отвернуться и идти своей дорогой. Вот почему Он был испытанием и камнем преткновения».
И ведь потом Матерь Мария будет видеть, как этот Мессия, этот Спаситель не царствует во дворце, а почти всю земную жизнь трудится в хижине. А когда Господь всё же призовёт Сына выйти на служение, будет ли дозволено Ей пойти рядом с Ним? Нет, лишь издали Она будет видеть лицо Христа. А когда Спаситель во славе войдёт в Иерусалим, но уже через несколько дней будет немыслимо страдать и взойдёт на крест, а ученики разбегутся, каково будет ей стоять рядом? А когда солнце затмится и Её Сына публично казнят, что Она будет чувствовать? Меч разрубит ей сердце.
Поэтому праздник Сретения считается праздником Христовым и одновременно праздником Богородицы Девы Марии, чей путь многие также называют Крестным.
Митрополит Антоний Сурожский о Сретении Господнем
Говоря о Сретении как о посвящении Христа Богу, невольно вспоминается сюжет праздника Крещения Господня, который Церковь уже успела отметить.
Так, связывая эти два события, о Сретении говорил митрополит Антоний Сурожский: «Каждый из нас после своего рождения приносится в храм или приходит сам позже, чтобы быть крещёным и предстать перед Богом в воцерковлении. Это воцерковление младенца или взрослого – образ того, что тогда случилось в древнем Иерусалиме. Как поставлен был Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, перед лицом Господним, так и каждый из нас, когда мы бываем крещены, приобщается жизни распятого и воскресшего Христа. Каждый из нас приходит или приносится в храм, чтобы стать до конца, без отказа Божиим достоянием, не вообще “чадом Божиим”, но сыном или дочерью Божиими, вступающими в тот же путь, каким шёл Господь наш Иисус Христос».
