Часто миряне видят в человеке с крестом и в рясе в первую очередь совершителя таинств, если не сказать требоисполнителя, рассказали священники Александр Богдан из белорусского Волковыска и Алексей Долгоруков из Екатеринбурга. В глазах постоянных прихожан, добавляет отец Алексей, священник будет вдобавок «умиляющим душу и вызывающим благочестивые улыбки человеком, которому ещё можно излить свои переживания – как православному психологу».
«Среди людей нецерковных наиболее часто встречаются две полярные позиции: или священники – небожители и аскеты, или это коррумпированные попы на “мерседесах”», – считает ведущий круглого стола нижневартовец Александр Королёв. Но главная проблема, уверен он, – в потребительских отношениях между прихожанами и священниками.
Самые одинокие люди
«Несмотря на внешний пиетет и иногда даже трепет, у мирян в церкви очень функциональное отношение к священникам, по сути потребительское, – говорит Александр Королёв, – недаром многие священнодействия называют “требами”. Бог должен через своих служителей удовлетворить все нужды прихожан – семейные, карьерные, медицинские, – за которые они приносят пожертвования. За тем и приходят. Сама церковная система так устроена, что отношения выстраиваются очень функционально и потребительски».
«Священники – самые одинокие люди», – говорит журналист и председатель Свято-Елизаветинского православного братства Олег Глаголев (Екатеринбург). – К ним не ходят в гости на день рождения и не приглашают к себе на чашку чая, у них не берут денег взаймы и не просят о помощи. В Русской церкви 40 тысяч клириков, но до сих пор для простого человека встреча с ними – событие и редкость. Священники не дружат и между собой».
«Символически это выражается в том, что алтарь в шутку называют комнатой для батюшек, где они могут уединиться или спрятаться, поговорить на общеполитические темы, и никто этого не увидит, – соглашается протоиерей Алексей Долгоруков. – Нужно, чтобы народ просачивался в алтарь, хотя бы взглядом. Даже это уже будет сближать священника с народом».
Уверенный кол
На единицу по десятибалльной шкале оценили авторитет священника в обществе 40 % участников онлайн-опроса, проведённого организаторами круглого стола при помощи яндекс.взгляд и google.forms среди 1 824 респондентов в июле-августе 2021 года. Максимальный балл за авторитет священникам поставили 17 % ответивших.
Исключительно в церковной ограде видит общественную роль священника 41 % респондентов. Остальные готовы видеть священника также в культурной сфере (26 %), в социальной (25 %), политической (8 %), рассказал, представляя результаты исследования, директор «Бюро исторических исследований» Дмитрий Каштанов.
Почти четверть опрошенных (23 %) хотели бы видеть в священнике образец нравственности, однако в реальности со священником как примером жизни сталкивались лишь 10 % респондентов.
Христиане без выходных?
«Я как-то спросил у одного руководителя миссионерского отдела: “Как вы проповедуете своим соседям по лестничной клетке?” – рассказывает Олег Глаголев. – “Я никого не знаю в нашем доме, прихожу и сразу закрываюсь, – признался он, – никого не хочу видеть после рабочего дня”. Это трагедия, когда в семье это один человек, в храме – другой, наедине с собой – третий. Священник сначала должен стать собой, а потом думать, как стать примером, каким люди хотят его видеть». То, что в церкви ещё ищут примеры для подражания, как говорил академик Сергей Аверинцев, – это не наша заслуга. Это завоевано в церкви, гонимой нашими предшественниками».
«Если у некоторых мирян проблема, что они христиане только два часа в неделю, то у священников бывает так, что, снимая рясу, они уже не хотят говорить “о работе”, о Боге и Евангелии, – поделился отец Алексей Нагорный. – Я завидую двум священникам в моём храме, которым не приходится, как мне, брать на себя множество административных забот. Они могут посвящать себя братьям и сёстрам на приходе и строить общину.
По мнению духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова, священники должны перестать ощущать себя «жрецами с магическим сознанием» и должны стать «пресвитерами, старшими, старейшинами». Пока этого не будет, не будет уважения к ним. И они не поймут своего места и в церкви, и в обществе, и в культуре.