Примерно с середины нулевых у нас в городе действовали богословско-катехизаторские курсы, по которым люди учились фактически по сокращённой программе семинарии на катехизаторов. Будущие катехизаторы занимались два года и получали диплом, который давал им право на катехизаторскую деятельность – другими словами, давал возможность научать людей православной вере и жизни по вере. Люди с притязаниями поменьше проходили годичный курс, который позволял им освоить лишь рамку – принципы жизни в Церкви. Я окончил курсы в 2011 году, и примерно в это же время был издан епархиальный циркуляр об обязательности оглашения людей перед крещением. Настоятель мне вручил пухлую папку – пособие для катехизатора. Объёмный исчерпывающий документ я изучил, материал освоил. И безо всякой проверки моих знаний меня отправили к первым крещающимся. Первый опыт Моя программа катехизация состояла из 8 занятий в течение одного месяца. Наши встречи проходили в основном в классе воскресной школы. Когда он был занят, мы переходили в просфорню. Надо сказать, что в этом плане нам весьма повезло, так как в некоторых приходах и вовсе нет никаких пригодных для катехизации помещений. Сперва людей с желанием креститься по инерции приходило много, но уже на старте кто-то отказывался креститься, услышав про какие-то занятия, а кто-то выдерживал две-три встречи и пропадал. До финиша доходили единицы. Кроме того, в пособии было указано, что ближайших родственников не следует допускать быть крёстными родителями, а на приходе у нас служил требовательный дьякон, который жёстко следовал этому правилу, и немало крещающихся были отторгнуты по этой причине. Частенько люди приезжали в наш маленький храм из областного центра, жаловались на новые порядки, но настоятель говорил нам на это: «Жалуются? А чего они к нам едут? Да потому что у них в городе то же самое!». Зато с людьми, которые проходили весь курс бесед, складывались очень дружеские отношения. Ко крещению они подходили уже готовыми, спокойно принимающими всё по вере. На последнем занятии я делал некоторый срез их знаний, и в случае, когда там обнаруживался дефицит, я допускал их к таинству с условием, что они заполнят пробелы. В основном проблема была в том, что оглашаемые не успевали выучить наизусть Символ веры. Но чаще люди шли на разные ухищрения, чтобы «решить вопрос» и не ходить на занятия. По этому поводу случались нешуточные баталии. Но были и казусы. Одна семья как-то всё-таки «договорилась», и крестной стала мать мужа, прихожанка армянской Церкви, с которой, как известно, у нас есть сложности в евхаристическом общении. Но поскольку это выяснилось уже во время крещения, ничего отменять не стали. Вот тебе, бабушка, и интеркоммунион.