А бывает и так: ни ангела, ни Иосифа, ни даже Марии с Младенцем, только елка, оливье и подарки. Или вовсе название забудут – даешь Новый год и деда мороза. Но и тогда забвение не полное. Рождество принесло Новую эру-эпоху, а тут тоже Новый, хоть и много меньший, всего год. В Рождестве дар Божьей любви в собрании верных, а здесь подарки – дары любви в кругу семьи и друзей. В Рождестве надежда на бессмертие, точней, на жизнь вечную, и здесь надежды на доброе в новом году. Думаю, сами того не зная, и любят люди у нас Новый год только за то, что не выветрилось в нем окончательно от Рождества. Такая, казалось, мелочь: Рождество и Новый год встречают ночью. Это не случайно, – скажет наш современник, – ведь год начнется с полуночи, с нуля часов. И Григорий Нисский в IV веке тоже считал, что не случайно, потому что ночное рождение в мир Христа – это начало победы света над тьмой:
Не случайно и не без причины ко времени настоящего празднества, когда Божественная жизнь облеклась в жизнь человеческую, – стеклось то обстоятельство, что ночь уменьшается, а день увеличивается. Этим явлением своим природа как бы так говорит каждому из нас: «ты видишь, земнородный, что ночь, достигши крайнего предела долготы своей, отступает назад и начинает умаляться. Знай, что и гибельная ночь греха, беззакониями всякого рода доведенная до высочайшей степени нечестия, ныне перестает получать приращение и с сего времени начинает умаляться».
У Рождества есть как бы три проекции. Первое Рождество не имеет привязки к месту и времени. Сын Божий предвечно – то есть еще до того, как появилось время и сам мир – рождается от Отца и творит этот мир разумно, лично и ответственно. Вторая проекция Рождества – вполне историческая, географическая, даже семейная. Это и есть то евангельское событие, составившее «драматургию» нашего праздника. Человек и мир после грехопадения подверглись и подвергаются такому натиску зла внешнего и внутреннего, что не могут добро, красиво и справедливо жить. Что с этим только ни делали на протяжении истории. Но... Работа над собой, борьба за мир во всем мире, семейные ценности – вечно оказывались и вновь оказываются слабее обстоятельств. Стоящие над земными обстоятельствами боги требуют жертв, оставаясь чужими человеку, а главное, бессильными изменить к лучшему его самого и потому его жизнь. Все это копилось тысячелетия, пока, как рассудил Творец, чаша бед человеческих не переполнилась, и тогда Сын Единого Бога Иисус, прозванный Христом-Спасителем, родился в иудейском городе Вифлееме в семье Иосифа и Марии. Брат Григория Нисского Василий Великий так говорил об этом:
«Бог [явился] во плоти, действуя уже не на расстоянии, как [это было] с пророками, но сделав человеческую природу сросшейся и соединенной с Самим Собой и, таким образом, возведя к Себе все человечество через посредство сродственной нам Своей плоти».
Слово Иисуса, Его дела, восставляющие людей от бед, исцеляющие от болезней, соединяющие разрозненное, собрали по всему миру большое число Его друзей, учеников и поклонников, именующих себя христианами. Лично для каждого христианина важно еще одно Рождество, третье, когда Иисус, Бог-Слово рождается в сердце человека, жил ли он во времена Христа или появится на свет завтра. Важно, чтобы, как писал об этом в 1892 году русский мыслитель и поэт Владимир Соловьев:
Слово вновь в душе твоей родилось, Рожденное под яслями давно...
Это третье Рождество и помогает нам опознать первые два. Осталось войти в сам праздник, в его радость и смысл. Кто-то пойдет в храм петь «Христос рождается – славьте!». Кто-то только соберется в кругу близких и друзей, чтобы поздравить друг друга и вспомнить Младенца и Его Отца и Мать. Кто-то сможет лишь остановиться и подумать. «Было ведь! В обозримом прошлом, поздней мамонтов, Тутанхамона, Александра Македонского и задокументировано Матфеем и Лукой».
И родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. И были в стране той пастухи, находившиеся в поле и несшие ночную стражу при стаде своем. И вот, Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и устрашились они страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь! Ибо вот, я благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: что родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!» И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: «Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь». И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано им.
А что? Если и впрямь было, и все с Ним на Ты, почему не позвать? Кто-то попросит робко с замиранием сердца, другой – невежливо с вызовом: «Ну, если Ты и вправду есть – вмешайся, не справляюсь». И вмешивается ведь, тихо, добро и крепко, никогда мимо не проходит. Что-то и Он в нас нашел...