Правда, синхронизация получилась не совсем синхронной: на юлианский календарь Россия перешла в то время, когда большинство европейских стран от него уже отказались и жили по григорианскому календарю. Поэтому 1700 год у нас отметили на 11 дней позже, чем в Европе.
Не вдаваясь в политическую подоплеку этого решения Петра I, нельзя не отметить, что его последствия мы ощущаем до сих пор. Во всяком случае, это касается большинства православных христиан: после того как Россия (на тот момент РСФСР) одной из последних перешла на новый стиль, Православная церковь предпочла остаться в старом.
Самым болезненным моментом, связанным со старым стилем, для многих православных является, как ни странно, не абсурдность превращения светлого праздника Рождества Христова в «католическое» и «православное» Рождество, разделенные 13 днями, а Рождественский пост, который по юлианскому календарю захватывает Новый год.
И во всем виноват Петр I. Ведь если бы он тогда решился с византийского перепрыгнуть сразу на григорианский календарь, церковь едва ли сказала бы «нет». Споры с императором всегда плохо заканчивались. Так что какой бы выбор Петр тогда ни сделал, светский и церковный календарь между собой не разошлись бы, а значит, и Рождество праздновалось бы до Нового года.
Немного астрономии
Споров о том, какой календарь правильнее – юлианский или григорианский, – в научной среде давно никто не ведет: последний был признан более точным уже много столетий назад. Посчитать это довольно просто.
Смена «старого стиля» на «новый» была необходима, чтобы календарный год максимально приблизить к тропическому (или солнечному). Известно, что годовой путь Земли вокруг Солнца длится не ровно 365 суток, а несколько больше. В среднем сейчас тропический год составляет 365,2421897 дня, или 365 дней 5 часов 48 минут и 45,19 секунды. (Поскольку Земля движется не совсем равномерно, а «возмущенно» из-за воздействия ближайших к ней небесных тел, эта величина незначительно колеблется. В целом наблюдается тенденция к увеличению солнечного года.)
Три лишних високосных года
Юлианский календарь принимает продолжительность года равной 365,25 дня. Это на 11 минут больше продолжительности тропического года. Такая неточность компенсируется удобством расчета: каждый четвертый год будет високосным, 366-дневным. Однако при таком исчислении каждые 128 лет накапливается лишний день. К 1582 году лишних дней накопилось целых 10. Это было особенно заметно по смещению времени сезонных солнцестояний. Так, Рождество, которое раньше почти совпадало с зимним солнцестоянием, значительно сдвинулось в сторону весны.
Календарь нуждался в серьезной доработке. Так появляется григорианский календарь (в католических странах он был введен постановлением папы Григория XIII), представляющий собой более точную версию юлианского. Григорианский год принимается равным уже не 365,25, а 365,2425 суток. Это значительно уменьшает погрешность в измерении, которая в любом случае накапливается ежегодно. Зато несколько усложняет процедуру вычисления високосных лет.
Итак, при более точном подсчете високосных лет должно быть меньше. В простой формуле «каждый четвертый год високосный» появляются исключения. Высчитываются они следующим образом. Число 365,2425 можно представить как 365 + 0,25 – 0,01 + 0,0025 или 365 + 1/4 – 1/100 + 1/400. То есть високосным будет каждый четвертый год, кроме тех, что оканчиваются на "00". Но и здесь одно исключение: високосными будут те "нулевые", которые кратны 400.
Аскетам на заметку
Таким образом, если при юлианском летоисчислении из 400 лет 100 високосные, то при григорианском високосных лет 97. Если бы солнечный год был постоянной величиной, погрешность в 1 день при таком летоисчислении накопилась бы за 10 000 лет. Но так как астрономический год медленно, но неуклонно увеличивается, такая погрешность возникнет уже через 3 000 лет. По сравнению со 128 годами юлианского календаря, срок немалый. Что и говорить, в обозримом будущем уже с 2101 года Православная церковь будет праздновать Рождество 8 января, а там не за горами и 9, 10-е... Рождественский пост тоже сдвинется – в сторону увеличения постновогодней аскезы.
Есть особая прелесть в таком разделении, расслоении светской и духовной жизни: как будто Церковь все больше отрывается от суеты мирской и возносится в заоблачные дали. Впрочем, судя по жалобным воплям христиан, недовольных таким положением дел, церковь еще крепко стоит на земле и никуда лететь не собирается.
Важнее математики
А вот какие доводы в пользу юлианского календаря приводят некоторые ученые клирики. Насельник Сретенского монастыря в Москве иеромонах Иов (Гумеров) отмечает, что переход на григорианский календарь приведет к серьезным каноническим нарушениям, так как Апостольские правила не разрешают праздновать христианскую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями. Однако григорианский календарь, по его словам, приводит католиков к нарушению этого правила: прежде иудеев они праздновали Пасху в 1864, 1872, 1883, 1891 годах, а вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах.
Есть еще одна веская причина не отказываться от юлианского летоисчисления, добавляет иеромонах Иов. «Так как переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, то на это же число дней сократился бы Петровский пост, – обращает внимание клирик, – поскольку он оканчивается ежегодно в один и тот же день – 29 июня / 12 июля. В некоторые годы Петровский пост бы просто исчезал. Речь идет о тех годах, когда бывает поздняя Пасха». Кроме того (и это самый главный аргумент Иова), Бог сам показывает, что старый стиль в летоисчислении Ему более угоден: ведь схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит ежегодно в Великую субботу по юлианскому календарю.