Дело бывшего священника длилось почти год. Задержание и аресты в Среднеуральском монастыре случились в ночь с 28 на 29 декабря 2020 года. Это событие широко было освещено в прессе, подогретой вышедшим за полгода до этого фильмом Ксении Собчак «Монастырь особого назначения».
Перед следователями был широкий спектр вариантов, какую статью подобрать под этот случай. Заявление было написано по поводу избиений и детского насилия на территории монастыря. Но тут сам Романов ни в чём не участвовал, максимум скрывал прецеденты. Доведение до самоубийства? Знаменитую проповедь экс-монаха, где он спрашивает девочек о том, готовы ли они пойти на смерть, видели многие. Экстремизм? Попытка свержения власти? Противодействие СМИ? Густой бульон возможностей. В итоге Измайловский суд приговорил его к 3,5 года колонии общего режима. В судебном заключении значатся пункты: склонение к самоубийству, самоуправство, нарушение права на свободу совести и вероисповедания. Осуждённый отреагировал цитатой из Писания: «Не суди, да не судим будешь». Цитата верная, но в контексте Страшного суда из уст самого Романова, когда он ниспосылал проклятия на светскую и духовную власть, эта фраза звучит как минимум наивно.
Почему Николаю Романову никак нельзя было становиться священником Сергием и как много лишнего наложилось на этот скандал, мы уже говорили, и не раз. Но вот перед нами финал, можно подвести итоги.
Во-первых, для Романова такой срок, который он получил с учётом того, что он уже сидел 13 лет за убийство, кражу и разбой, – это неожиданно гуманно. Юрий Хованский уже полгода сидит за свою глупость, а суд даже не начался. Ивана Любшина, который грубо высказался во ВКонтакте по поводу погибшего в теракте на проходной архангельского УФСБ силовика, осудили на пять лет и два месяца колонии общего режима. Один репост с комментарием – и вперёд, на трудовую пятилетку. А тут обвинения посерьёзнее, да ещё и с отягчающей биографией подсудимого. Не то чтобы хотелось побольше, просто некоторые вещи становятся видны в сравнении.
Собственно сам прецедент схиигумена, когда церковь внутри себя не может уладить конфликт и на арену выходят силовики с автозак-колесницами, возник только после того, как взгляды бывшего священника стали достоянием не только его общины, но и всей youtube-аудитории. То, что он позволял себе говорить в проповедях, многие годы церковное руководство пропускало мимо ушей, но как только ковид загнал нас всех, включая уральского «старца», на видеохостинги, тут же оказалось, что эти частные богословские мнения не соотносятся ни с Евангелием, ни с законом Российской Федерации. По большому счёту, если бы бывшей пресс-секретарь Романова Всеволод Могучев не развернул бы кампанию по трансляции взглядов и пастырских методов своего патрона вовне, то это вполне могло бы продолжаться и по сей день. И не узнали бы мы «правды» о ковиде, о взглядах и вере прекрасной актрисы Марии Шукшиной, артиста Дмитрия Соколова из «Уральских пельменей» и ещё целого списка отставных офицеров ГРУ. К слову, судьба Могучева туманна, как и его намерения на посту пресс-атташе скандального священника. Лично меня накануне оглашения приговора Романову допрашивали в СК именно по поводу Всеволода. Возможно, о его судьбе нам ещё только предстоит узнать.
Итак, что мы имеем. Романова посадили. Но дух его крепок и бродит среди нас. Разве не его мы встречаем на страницах бестселлера «Несвятые святые»? Не он водит нам эскурсии по историческим паркам «Россия – моя история»? Не он ли льётся из эфиров «Никиты-Бесогона» или «Вечернего Соловьёва»?
Ведь можно было бы предположить, что игумен страдает за веру и убеждения, что он мученик или на крайний случай политзек. Просто он верил в какого-то своего собственного бога, ненавидящего евреев, санитарные меры и Путина. Можно было бы подумать, что власть предержащие и в церкви, и в светском обществе в абсолютном своём большинстве не могут проникнуть в душу и образ мыслей нашего многострадального народа, боятся ходить по гулким кулуарам дремучей хтони. Но боюсь, если мы взъерошим наши приходы, крепко побеседуем с прихожанами, священниками и архиереями, то мы услышим идеи похлеще, причём в таком количестве, что автозаков у нас на всех не хватит. И не зря вокруг Среднеуральского монастыря звучат фамилии Суркова и Кириенко. Верхи и низы вместе с бизнесом разного уровня подчас оказываются удивительно едины в этом образе романовского православия – буквально одного духа.
Может быть, я ошибаюсь, ведь петиция в защиту осуждённого не набрала и 2,5 тысячи подписей. Другое дело, что люди подобного склада чураются интернета, ИНН, паспортов и вышек 5G. А власти перечислят транши на храмовое строительство, не очень афишируя себя.
Трудно в двух словах сказать, что можно было бы делать нам в такой ситуации. Разве что воспользоваться советом другого старца. Адаптируя его слова под наши обстоятельства, можно сказать: исторгни дух Романова из себя, и тысячи вокруг тебя спасутся.