×

Духовное млеко иконоборцев

Хранители русского традиционного уклада и раскольники: фотограф Марина Балакина провела три месяца среди последователей религиозного движения молокан
+

 Медиапроект s-t-o-l.com

Текст и фото: Марина Балакина

История молокан началась ещё в XVIII веке с «сокрушения идолов»: отказа от икон, храмов, церковной иерархии и многочисленных обрядов. Молокане – русские христиане, не признающие посредников в общении с Богом. Русская православная церковь видит в этом религиозном движении сектантство.

Когда-то молокане жили по всей стране, но притеснения со стороны властей и желание основать собственную общину заставили их мигрировать. Сегодня разрозненные молоканские общины есть на западе и востоке России, на Кавказе, в бывших советских республиках, Турции, США, Мексике, Австралии, Китае. Жизненный уклад молокан, их традиции сильно разнятся от региона к региону.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Слева: прежде к 16 годам у каждой молоканки было готово приданое: вышитые подушки, простыни, наволочки, платочки и «утирки» (полотенца). Если девушка не успевала справиться с работой сама, ей на девичниках помогали подруги. Подушки с вышитыми инициалами мастерицы есть ещё во многих домах. Справа: молоканки растапливают самовар для чаепития по случаю праздничного собрания. На праздники принято надевать что-то белое – например, платок.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Главное угощение на праздничном собрании в Хильмилли – традиционная молоканская лапша на мясном бульоне. Пока блюда на столе сменяют друг друга (на смену лапше приходят долма и голубцы), молокане поют псалмы.

Постоянные, прыгуны и сопуны, общие, пресники (они же постники), субботники, Донской толк, пресвитериане, водные – все это названия течений внутри русского религиозного движения молокан. Сколько течений – столько и различий. Например, молокане-прыгуны скачут и поют во время богослужений, почитают субботу и некоторые иудейские праздники, а пресвитериане, они же штундо-молокане, близки к протестантизму.

Главное, что их объединяет, – это желание общаться с Богом без посредников. Отсюда отрицание икон, святых, церквей, многочисленных обрядов. Стоит ли удивляться, что для Русской православной церкви молокане – секта.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Каждое воскресенье утром молокане отправляются на собрание – аналог церковной службы. Собрание молокан завершается особой молитвой, произносить которую желательно стоя на коленях.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Слева: Екатерина Ивановна Кастрюлина – жена пресвитера села Чухурюрд отдыхает дома. В день, когда был сделан снимок, в селе проходили поминки, и к обычным домашним заботам и хлопотам добавились переживания. Справа: собрание молокан проходит в специально отведённом доме. В первых рядах садятся певчие, места за столом занимают пресвитер и его помощник.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Возвращаясь со службы, пожилые молоканки проходят мимо остановки, откуда жители Ивановки могут добраться до районного центра, а оттуда до Баку. Рейсовые автобусы ходят нечасто, зато в райцентр можно уехать на такси. Извозом занимаются в основном азербайджанцы, они же торгуют фруктами на выезде из села.

Откуда взялось само слово «молокане» – доподлинно неизвестно. Возможно, дело в том, что во время поста последователи движения употребляли молоко. Но, скорее всего, это отсылка к метафорам из Евангелия, к «духовному млеку», что питает верующих.

Религиоведы предполагают, что свои истоки движение берёт в иконоборчестве. «Официальная» история молокан начинается в XVIII веке. Они не раз подвергались гонениям, вынуждены были мигрировать из региона в регион. Накануне революции в Российской империи насчитывалось 1,2 млн последователей движения. То обстоятельство, что молокане склонны вести коллективное хозяйство, сбило новоиспечённые советские власти с толку: в крестьянах, желающих общаться с Богом напрямую, большевики увидели строителей коммунизма. Но пропаганде молокане не поддались. Многие из них в 1920-е годы мигрировали в Америку, Канаду, Новую Зеландию и другие страны. Сейчас в России молокане проживают в Ставропольском крае, Амурской, Ростовской, Тамбовской и Оренбургской областях. Сохранились общины в Армении и Азербайджане.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Молокане собирают груши, чтобы запечь их в русской печи. Популярностью пользуются также вяленые груши.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Живописный вид на село Хильмилли.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Бабушка-молоканка из Хильмилли угощает внуков компотом. Ребята едят кутабы – разновидность чебуреков с начинкой из картошки или коровьей требухи.

Эта серия была снята в Азербайджане в 2018 году. Съемки велись в течение трёх месяцев в селах Чухурюрд, Хильмилли, Ивановка и Алты-Агач. Меня поразила открытость этих людей: многие принимали меня даже на несколько дней, потом перенаправляли к другим знакомым. Жизнь в молоканских семьях позволила мне наблюдать повседневность, быт молокан в основном старшего поколения. Молодёжь устремляется из сёл в крупные города, азербайджанские или русские, а своё желание переехать объясняет в том числе нежеланием подчиняться традициям, следовать ритуалам, которые даже старейшие представители общины начали забывать. Так, во время венчания, на котором мне довелось присутствовать, пресвитер, духовный лидер общины, с трудом мог вспомнить некоторые нюансы обряда.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Венчание в Ивановке. Сейчас многие тонкости обряда забыты, но пожилые жители и жительницы села ещё помнят, как проходили венчания прежде. По воспоминаниям Анны Ивановны, гости по традиции должны подшучивать над молодыми, тем самым подталкивая их к поцелуям: «Вот самовары несут: „О-о-ой, тяжело, скорей, не могу держать, не могу держать, ой, Николай Матвеевич, Анна Ивановна, не могу, держать, скорей, скорей, скорейˮ. Ну, мы уже понимаем, что нужно делать, встаём и целуемся. Тогда говорят: „О-о-ой, как легко, легко, как хорошо, ойˮ, – и вот так шутками это всё».

 Медиапроект s-t-o-l.com

В колхозе села Ивановка бок о бок работают русские и азербайджанцы, молокане, православные и мусульмане, однако этой работой не гордятся: платят мало, доход нестабильный.

 Медиапроект s-t-o-l.com

В конце дня рабочие колхоза в Ивановке – русский, азербайджанец и лезгин – пьют чай. Поговорить с ними пришёл председатель колхоза.

Молокан становится всё меньше, и они всё теснее сближаются с соседями-азербайджанцами. Несмотря на разницу вероисповеданий, их роднит неприятие изображений Бога. Есть и много бытовых точек соприкосновения. Так, на столе у молокан часто можно увидеть азербайджанский чай и сыр. В Ивановке, где, в отличие от других сёл, ещё осталась молодёжь, юные молокане танцуют на дискотеках вместе с азербайджанцами и лезгинами. В Ивановке есть пекарня, пожарная часть и колхоз. Современные молокане заняты в основном в сельском хозяйстве. Они содержат домашних животных, выращивают виноград. Традиционное молоканское блюдо – лапша на говяжьем бульоне. Готовить её на важные события, будь то свадьбы или похороны, принято сообща.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Прежде молокане не употребляли свинину по религиозным соображениям, но теперь от ограничения отказались. Свиней держат многие, в том числе внук предыдущего пресвитера в селе Ивановка.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Многие молокане содержат домашних животных и птиц. Михаил Михайлович Кастрюлин – пресвитер села Чухурюрд – несёт птицам «витамины» – капусту из собственного огорода.

Мне довелось дважды побывать на молоканских похоронах. Представители общины собирались в доме покойного, преклоняли колени; близкие умершего просили прощения и за него, и за себя перед всеми соседями. Обряд прощания включал пение псалмов, которые своей мелодикой напоминают русский фольклор.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Поминки в Ивановке объединили тех, кто хорошо знаком с молоканскими традициями, и тех, кто их почти не знает, но хочет проявить уважение к покойной.

 Медиапроект s-t-o-l.com

В селе Чухурюрд стол на поминки готовят сообща. И снова главным блюдом становится традиционная лапша на мясном бульоне. Варят её в чугунном котле ёмкостью 50 литров.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Похороны в селе Чухурюрд.

Раз в неделю молокане собираются для совместного чтения Библии. Происходят такие собрания в специально отведённом для этого доме, где нет ни икон, ни крестов – всего, что молоканам кажется излишеством. Руководит встречей пресвитер.

Связь между молоканами, живущими в разных сёлах, слаба. Их традиции и внешний вид немного разнятся, ведь общины основаны выходцами из разных регионов. Общим остаётся, с одной стороны, желание сохранить свою принадлежность к уходящей в прошлое культуре, поддерживать её по мере сил, а с другой – сближение с соседями, представителями совершенно иных культур и религий. На молоканские похороны приходят все – и молокане, и православные, и мусульмане, живущие бок о бок. Вот только если молокане заключают брак с представителем иной религии, молоканами они больше считаться не могут. Дети и внуки тех, кто живет в селах Чухурюрд, Хильмилли, Ивановка и Алты-Агач, в большинстве своём уже не молокане.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Анна Ивановна Лебедева, село Ивановка.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Формы мужских и женских надгробий на молоканских кладбищах различаются: полукруглое навершие символизирует голову – значит, могила мужская. Треугольник на вершине надгробного камня означает платок – следовательно, могила женская.