Поколение Z: какими вырастают дети, не видевшие мир без интернета

Специально для «Стола» журналист Тимур Сагдиев выяснял, как и с чем входят во взрослую жизнь дети поколения Z

Они родились после 2000 года. Согласно теории, разработанной американскими учёными Штраусом и Хоувом, «зеты» пришли на смену поколению Х, родившемуся в 1963–1984 гг., и поколению Y (1984–2000). Большинство из них ещё являются несовершеннолетними, хотя есть и те, кто поступил в вузы и даже начал работать.

Главная особенность поколения Z состоит в том, что оно с детства «подключено к Сети».

С этой стороной их жизни регулярно сталкивается психолог, консультант подростков старше 16 лет по вопросам конфликтных ситуаций и «поисков себя» Ольга Диганаева.

– Для поколения 30+ интернет остается той вещью, которая удивляет, восхищает, радует или, напротив, злит. Для поколения Z интернет – штука обыденная, как для нас автомобиль, самолет или пылесос, – говорит Ольга.

Она наблюдает, что представители этого поколения часто бывают более замкнутыми в реальной жизни, у них не прививаются даже простые навыки общения.

– Чаще встречаются яркие представители демонстративного типа (истероиды): соцсети стали благодатной почвой для «цветения» нарциссов, – рассказывает психолог. – Что отличает их? Самые, пожалуй, яркие черты: желание нравиться, умение производить хорошее впечатление, умение чувствовать отношение людей к ним. Предпочитают «казаться», а не «быть».

Казалось бы, это весьма существенная проблема для человека, который входит в столь динамично меняющийся мир: на «кажимости» и «видимости» ни судьбу, ни будущее не построишь. Но нельзя смотреть на человека только с точки зрения психологии.

Доктор философских наук, автор лекций о теории поколений и различиях между представителями разных поколений Андрей Макаров замечает, что «зеты» – первое поколение, «социализированное не только среди живых людей и сообществ, но и среди виртуальных».

При этом новые реалии, связанные с постоянным присутствием интернета в жизни, как объясняет эксперт, формируют у поколения Z представление о том, что «мир чрезвычайно гибок, податлив, если ты заявляешь о своём желании». Поэтому «зеты» искренни, открыты, постоянно говорят о том, чего они хотят или не хотят». Однако постепенно им становится ясно, что мир при его гибкости почему-то именно к ним «проявляет безразличие».

Среди главных проблем «зетов» учёный выделяет «короткие отношения», обусловленные особенностями их коммуникационной модели.

– Быстро обрываются дружеские, любовные, социальные связи; не длятся разговоры, короткая память, короткие интересы, быстрые смены психологических состояний. Устойчива только тоска по иному миру, – считает Андрей Макаров.

При этом профессор замечает у этого поколения особый нарциссизм, в приоритете у них познание себя, но это не прагматический, а романтический подход:

– Знание себя (этакое «ментальное селфи») этим ребятам нужно не для того, чтобы устроится в социуме (их устройством всю свою «несчастную» жизнь будут заниматься родители или другие «наставники»), а для того, чтобы разбудить чувства, которые вроде есть, но плотно упакованы внутри сердца  «нарцисса». Вынуть застрявшие внутри чувства – это суперцель «зетов»… И всё меркнет перед этой головокружительной невозможной задачей. И прежде всего – как любой нормальный человек – «зеты» хотят (но не могут) любить себя.

Узнаёте картину? Впрочем, не каждый, кто по возрасту вписывается в поколение Z, действительно принадлежит к нему и имеет общую с другими сверстниками «культурную память».

– Часть сверстников не является представителями своего поколения, будучи социализирована вне актуальных культурно-исторических трендов своего времени, – отмечает философ. – Я знаю много «зетов» по возрасту, являющихся скорее «игреками» или даже «иксами» по модели поведения и мировосприятия. В горных аулах и шахтёрских городках, возможно, вообще нет никаких «игреков» и «зетов»!

Подход к обучению

По словам Ольги Диганаевой, «большая лавина информации», обрушивающаяся на «зетов», «часто не позволяет углубиться в одну тему». С этим связана поверхностность в восприятии информации. При этом у поколения Z, как считает психолог, есть «большой спрос на самообразование».

Андрей Макаров с этим не совсем согласен.

– «Зеты» рациональны и экономны: они хотят технологий «по-маленькому» и «по-быстрому», то есть лайфхаков «как себя мотивировать по-лёгкому», «как полюбить по-быстрому и недорого», – утверждает он. – У студентов я фиксирую хорошую учебную мотивацию, но они не настроены на самообразование. Наоборот, они активно ищут тех, кто их образует, не особо надеясь на традиционные формы самообразования через книги.

Эксперт замечает, что этому поколению свойственна неуверенность в себе наряду с верой в то, что них есть некая супервозможность, которую необходимо найти – и тогда всё получится. Эта особенность «зетов» заставляет их «бросаться в разные проекты».

Как считает Ольга Диганаева, «зеты» не умеют «долго и интенсивно трудиться», впрочем, «в этом для них нет надобности».

– Поколение Z – это поколение, которое заботится о себе и ищет свой путь, – говорит психолог. – Вряд ли мы услышим от них историю о том, что 25 лет жизни были отданы нелюбимой работе.

По мнению Андрея Макарова, в профессиональном плане «зеты» приспособлены для игровых условий, то есть для креативной и аналитической деятельности, отличающейся разнообразием.

– Им трудно даётся рутинная работа, требующая механической дисциплинированности. Уже отчетливо видно, что с приходом на рынок «зетов» деградирует сервис, сфера обслуживания. Из них не получаются продавцы, официанты и т. п., – констатирует философ.

Рассчитывать на существенный прорыв в предпринимательстве с приходом поколения Z, как полагает Андрей Макаров, тоже не стоит. Во-первых, «предпринимателей в русской культуре никогда не будет слишком много», а во-вторых, несмотря на предприимчивость, «зеты» не обладают «стратегическим мышлением – они тактики».

Одиночество или семья? Выбор будущего

Размышляя о готовности «зетов» заводить семью, Ольга Диганаева приводит пример Японии.

– Многие японцы как раз из-за неумения строить реальные отношения выбирают жизнь в одиночестве или создают «семьи» с виртуальными персонажами, – рассказывает психолог. – Но подозреваю, что этому предшествовали ещё какие-то процессы, не только наличие виртуального мира и жизнь в нём. Всё же я склонна считать, что понятие «родительство» формируется в семье. И вряд ли именно виртуальный мир может стать причиной одиночества. Скорее всего, интернет может стать способом ухода от реальности. Но эти способы человек находил и раньше.

Андрей Макаров, напротив, уверен, что для «зетов» важны семейные ценности, и многие из них «мечтают о семьях как о тихой гавани в уже изрядно надоевшей им социальной и культурной динамике».

– Хорошими родителями им трудно быть, так как их собственные родители настолько их привязали к себе ресурсами, что будут стараться их держать всю жизнь на коротком поводке, инфантилизируя их, – добавляет профессор.

Это уже легко заметить в нюансах межпоколенческого конфликта. По словам Андрея Макарова, «зеты», как и «игреки», – «по натуре геймеры», но «их странные игры не носят соревновательного характера, как у «игреков», жизненная стратегия которых «основана на идеях влияния на массы и индивидуальной свободы», породив «идеал богатого успешного индивидуалиста-хипстера, играющего на бирже виртуальными ресурсами».

– Зеты играют в ролевые игры. Это игры с идентичностью: с внешним видом, телесностью, гендером, профессиональной принадлежностью, – говорит философ.

Научившись понимать друг друга, представители разных поколений смогут взаимно обогатиться.

– Думаю, стоит поучиться у них навыку поиска информации и широте кругозора, умению справляться с информационным потоком, – дает совет Ольга Диганаева. – И  методам самопрезентации. А ещё умению мечтать! Когда перед тобой целый мир, доступный по щелчку клика, границы в голове устанавливаются труднее.

Но ведь зрелость приходит к человеку тогда, когда он учится сам выставлять себе границы. И на сегодняшний день мы видим, что этот момент в жизни членов нашего общества наступает всё позже. Часто это связано с тем, о чём говорилось выше: долгая ресурсная привязанность к родителям. А также с тем, что за сказанное в Сети слово не надо ни перед кем отвечать. И выбор фото на аватарку кажется более важным занятием, чем выбор пути. Как мы справимся с этими вызовами, возможно, нам расскажет следующее поколение, когда буквы латинского алфавита уже закончатся и мир вступит в пору своей информационной зрелости.

Читайте также