×

Связь веков

Документальный фотограф Елена Хованская выяснила, как возрождаются старинные традиции Башкортостана
+

 Медиапроект s-t-o-l.com

Текст и фото: Елена Хованская

Есть у башкирского народа поговорка: «Не зная прошлого, не найдёшь верного пути в будущее». Актуальна она и сегодня. Башкиры считают, что должны стремиться к тому, чтобы на рубеже веков брать из истории лучшее.

 

 Медиапроект s-t-o-l.com

Утренний туман от реки Басу движется в сторону деревни Усаклы. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Лошади на выпасе. Деревня Бриштамак. Фото: Елена Хованская

Башкортостан – крупнейший в России центр коневодства и кумысолечения. Издавна башкиры считались лихими наездниками, умело пользовались оружием, украсть коня и девушку считалось удальством. Башкирская лошадь – уникальная по генотипу порода, которая отличается значительной холодостойкостью. Это позволяет содержать животных круглый год под открытым небом.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Кобылы ожидают первого доения. Здесь строгая иерархия: старшие и авторитетные проходят первыми. В сутки кобыл выдаивают от 3 до 7 раз через равные промежутки времени. Деревня Тереклы. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Алина Шайхина сдаивает первое утреннее молоко. Молочная продуктивность кобыл в значительной степени зависит от своевременного сдаивания молока, по мере того как оно заполняет вымя. Сезонная кумысная мини-ферма семьи Шайхиных. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Салават Шайхин с сыном Алмазом выгоняют кобыл и жеребят. Лошади уходят в лес до утра. Деревня Тереклы. Фото: Елена Хованская

Кумыс, приготовленный из кобыльего молока, известен с давних времён. В Башкирии по-прежнему придерживаются традиций, а изготовление кумыса в молодых башкирских семьях с каждым годом становится всё популярнее. Кобылье молоко вместе с закваской перемешивают в специальной липовой бочке, и так по 4 раза в сутки. От этого консистенция становится более густой, а кумыс приобретает лёгкий привкус липовой древесины. Часто в семье этим занимаются дети: кобылье молоко перемешивается вручную.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Юлдаш и Алмаз Шайхины помогают на семейной ферме. Сезонная кумысная мини-ферма семьи Шайхиных в деревне Тереклы. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Обычно на кумысных фермах кобыл доят только днем, а ночью молоко высасывают жеребята. Сезонная кумысная мини-ферма семьи Шайхиных в деревне Тереклы. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Кобылье молоко вместе с закваской перемешивают в специальной липовой бочке, и так по 4 раза в сутки. От этого консистенция становится более густой, а кумыс приобретает лёгкий привкус липовой древесины. Часто в семье этим занимаются дети, кобылье молоко перемешивается вручную. Юлдаш и Алмаз Шайхины. Деревня Тереклы. Фото: Елена Хованская

Другой вид традиционного промысла – ковровое ткачество – получил широкое распространение ещё во времена, когда башкиры вели кочевой образ жизни. Коврами застилались кровати, пол и стены юрты для тепла и уюта. Нити изготавливали из волокон растений, шерсти животных и натурального шелка.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Рабига Салиховна Ярмиева — знаменитая, не только на все село Саитбаба, но и за его пределами ткачиха, рукоделием увлекалась с малых лет. Село Саитбаба. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Рабига Ярмиева со своей ученицей Анисой Туманшиной в башкирских национальных костюмах. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Семейный сундук с ковровыми изделиями в доме Рабиги Салиховны Ярмиевой. Древняя традиция – хранить дорогие и старинные изделия в сундуке и передавать детям и внукам из поколения в поколение. Село Саитбаба, Башкирия. Фото: Елена Хованская

До второй половины XIX века красители для пряжи изготавливались вручную. Для получения красного цвета использовали корень подмаренника, для жёлтого – листья серпухи, для зелёного – можжевельник и плаун. Девочки обучались прясть  с ранних лет и передавали свои умения потомкам. В наше время лишь немногие жительницы Башкирии владеют этим искусством. Ковровое ткачество местных мастеров отличает необычный растительный узор и башкирский орнамент.

 Медиапроект s-t-o-l.com

По словам Рабиги Салиховны, ткачества в деревне не было несколько десятков лет, мастеров не осталось. А с 1993 года, благодаря мастерице, ремесло стало возрождаться. Древнему народному промыслу она обучает и своих землячек. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Традиционные блюда национальной кухни – лепёшки майлы икмек и курут (корот). Майлы – с маслом, икмек – хлеб. Сдобные лепёшки, приготовленные в кипящем животном жире или масле. Курут – сухой кисломолочный продукт. Курут был изобретён кочевыми народами Центральной Азии. Село Саитбаба, Гафурийский район. Фото: Елена Хованская

 Медиапроект s-t-o-l.com

Вечер на берегу реки Инзер. Фото: Елена Хованская