Новая этика в кино: норма или пропаганда?

Кинокритик Антон Долин и главный редактор «Стола» Андрей Васенев – о новых трендах в киноиндустрии и том, что посмотреть в новогодние выходные

Главред «Стола» Андрей Васенев и кинокритик Антон Долин. Фото: Анастасия Чистякова, Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Главред «Стола» Андрей Васенев и кинокритик Антон Долин. Фото: Анастасия Чистякова, Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В России пока не введены, но обсуждаются ограничения, касающиеся демонстрации контента с нетрадиционными сексуальными отношениями в фильмах «18+», и общество, если верить опросам, эти меры поддержит. В странах Запада, наоборот, подобные темы в кино становятся обязательными, а возрастные ограничения снижаются. Кто здесь скорее прав и возможно ли найти золотую середину?

Антон Долин:

– В монотеистических религиях гетеросексуальные отношения считаются нормой, а гомосексуальные – грехом и караются. Но, допустим, в Японии таких проблем нет, потому что религии синтоизм и буддизм никаких сексуальных норм не устанавливают. Не было таких норм и в Древней Греции. То есть в других культурных традициях никто не смотрит на это как на нормы или их нарушение. Поэтому на Западе, который всё ближе к светскому, свободному, управляемому законом обществу, нет ни одной причины для того, чтобы оберегать несовершеннолетних от темы гомосексуальных отношений. Ведь они, по сути дела, ничем не отличаются от гетеросексуальных: это отношения двух людей, которые друг друга любят или друг с другом занимаются сексом. Если мы не считаем непристойной сцену, где принц женится на Белоснежке, то непонятно, почему для нас должна быть непристойной сцена, где принц женится на другом принце. 

Что плохого, например, в фильме «Вечные»? Это марвеловская сказка о героях, которые спасают человечество от уничтожения. И один из этих спасителей живёт в браке с мужчиной, и у них ребенок. Они любят друг друга и целуются. Как и любая сказка, этот фильм учит отделять зло от добра и следовать добру, учит самоотверженности. Все голливудские фильмы с точки зрения морали безупречны. Я не представляю себе, как может этот фильм ребёнку или взрослому причинить вред.

Кадр из фильма «Вечные». Фото: Marvel Studios Inc.
Кадр из фильма «Вечные». Фото: Marvel Studios Inc.

В России сейчас религиозные мракобесы со стороны как Русской православной церкви, так и ислама все больше склоняют общество и власть к тому, что религиозная норма должна быть выше закона. И законодательство идёт вслед за этим, как в случае с абсолютно антиконституционным законом о так называемой гей-пропаганде. Мы движемся в том же направлении, что Талибан* и другие фундаменталистские движения, а Америка, Франция, Германия – в противоположном. Да, и там устраивают манифестации против гей-браков. Но это ещё одно незнакомое для нашей страны явление, оно называется свобода совести и свобода общественного протеста. Люди могут выражать своё недовольство чем угодно, если они делают это, не нарушая закон. Закон же оберегает права всех в равной степени, и в эти «все» входят как верующие, для которых гомосексуальность – это грех, так и атеисты (я, например, атеист), для которых подобные представления о нормативности абсурдны, как и представления о том, что ходящий в церковь человек попадет в рай, а не ходящий – в ад. Если ты не веришь в Бога, то рай и ад – все это для тебя нерелевантно. Закон не может принуждать тебя ходить в церковь. А здесь закон залезает в более интимную область нашей жизни – что и с кем мы делаем в своей постели, – называя одни формы отношений нормой, а другие нарушением нормы. 

Я считаю, что ограничений для людей старше 18 лет не должно быть никогда и нигде. Человек, который может жениться, брать кредит на машину, идти в армию и убивать других людей, имеет право смотреть фильмы и читать книги, какие он хочет. Также как заниматься сексом с кем хочет и как угодно, если это не нарушает норм уголовного законодательства. Если говорить об ограничениях для несовершеннолетних, то я бы стоял только за то, чтобы никакие запреты не были выше родительской воли. Это невероятное свинство, когда сам родитель, отвечающий за ребенка, хочет отвести его на фильм, которому правительство присвоило маркировку «18+», а кассир в кинотеатре говорит: «Нет, вашего ребенка я сюда не пущу, потому что такой закон». В России на сегодняшний день это так. При этом не контролируется ведь то, что вы смотрите с ребенком дома? Покажете вы, например, ребенку дома «Джокера» – к вам Роскомнадзор должен после этого прийти и оштрафовать вас? Это ваш ребенок, вы его воспитываете как хотите, до тех пор пока вы не посягаете на его безопасность способами, прописанными в Уголовном кодексе.

Кадр из фильма «Джокер». Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Джокер». Фото: Warner Bros.

Законодательство не должно ничего запрещать к просмотру. Человек сам, если он, например, исповедует какую-то религию, в праве себе или своей семье это запретить. А для таких фильмов, как «Джокер», нужны не возрастные ограничения, а предупреждения вроде тех, что бывают на аттракционах с мертвыми петлями: беременным, страдающим сердечными заболеваниями и особо нервным рекомендуется поберечься. Это то же самое.

Андрей Васенёв:

– Честно говоря, я давно разочарован в кино, как в искусстве. Тренды задаёт Запад, включая не только то, как и о чём надо снимать, но и те нормы, которые должны транслироваться через этот жанр. Помните, как Американская киноакадемия изменила правила получения «Оскара», добавив с необходимостью участие в съёмочной группе и в актёрском составе инвалидов и трансгендеров? Это дичь! Давайте на всей территории РФ в школьный педагогический состав внедрим с обязательностью 30% кавказцев и представителей ЛГБТК+ То, что они друг с другом сделают или то, что педагогический талант в данном случае важнее национальности или сексуальных предпочтений, оказывается неважно перед всепоглощающей новой этикой. 

Я уже не раз писал, что тема переосмысления сексуальности в самом массовом кино подаётся так нарочито, что станешь брезгливым поневоле. Отсюда и шизофреническая разница в возрастном цензе на кино: у них на родине стоит PG-13, у нас 18+ И дело не в том, что «в Советском Союзе секса нет», а в том, что подобный вброс – это кондовая пропаганда. Под видом искусства нам предлагают идею или даже идеологию. 

Наши чиновники на этом съели всех собак и контрмеры будут соответствующие: запреты, маркировки 18+ и отечественное кино, где мужчины любят женщин истово, а всякое прочее будет порицаемо. 

Не думаю, что следует соглашаться ни с первой, ни со второй стороной процесса. Но при таких правилах игры вряд ли возможен иной исход. А потом маятник качнётся: как Трамп пришёл, чтобы «снова сделать Америку великой», так настанет время новейшей этики и пуританского кино. И вот тогда на смене эпох мы увидим, что было настоящим творчеством, а что осталось дорогой, кассовой конъюнктурой. 

Что посмотреть на праздниках

Антон Долин:

— На Netflix можно посмотреть «Не смотрите наверх» – отличный фильм-катастрофа про конец света, прекрасно подходит для завершения года. А в кино можно сходить на «Человека-паука» – прекрасный голливудский аттракцион с рождественским, новогодним акцентом.

Кадр из фильма «Не смотрите наверх». Фото: Netflix
Кадр из фильма «Не смотрите наверх». Фото: Netflix

Андрей Васенев:

— Из свежего интерес представляют три фильма: «Человек-Паук: нет пути домой» (очередное зрелище от Marvel для любителей комикс-вселенной), «Французский вестник» (для тех, кто хочет узнать, что кино – это не только сюжет и спецэффекты но и художество) и ещё очень хвалят «Не смотрите наверх» (говорят, что это сатира с Леонардо Ди Каприо от которой становится не смешно). Я не смотрел ни одну из этих картин, но если представится случай, то обязательно посмотрю.

Кадр из фильма «Человек-Паук: нет пути домой». Фото: Marvel Studios Inc.
Кадр из фильма «Человек-Паук: нет пути домой». Фото: Marvel Studios Inc.

Если вы хотите посмотреть что-то из того, что вы пропустили в течение года, то однозначно могу посоветовать «Дюну» (космическая империя, атмосфера и красота пустыни подаются вместе с коктейлем из политики, религии, истории и фантастики), сериал «Вертинский» (это стоит посмотреть даже, если вам не нравятся русские сериалы, но перед ним будет интересно глянуть это интервью), «Последнюю дуэль» (и в Средние века все мужики были козлы) и классический хоррор «Тихое место 2».

Кадр из фильма «Дюна». Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Дюна». Фото: Warner Bros.

*Запрещенная в России террористическая группировка.

 

Читайте также