Будущий продюсер родился 19 марта 1952 года в Нью-Йорке. Его семья жила в жилищном кооперативе в одном из самых крупных районов города – Куинсе, там и прошло его детство. Дедушка и бабушка Вайнштейна – евреи, иммигранты из Польши, мать Мириам работала секретарём в адвокатской конторе, а отец Макс, прошедший Вторую мировую, был помощником ювелира – резчиком алмазов. Вайнштейны жили небогато и воспитывали двоих сыновей – Харви и Боба. Главным развлечением для мальчиков в то время были субботние походы в кино: к счастью, их отец был настоящим киноманом. Именно он и научил их разбираться в кинематографе и привил хороший вкус. Постоянные дискуссии между братьями на тему кино и музыки создали удивительное волшебное партнёрство, которое спустя годы вылилось в успешный продюсерский центр. Уже во время учёбы в университете братья Вайнштейн проявляли свои предпринимательские способности. Харви и Боб взяли в аренду зал кинотеатра и организовывали в нём молодёжные вечеринки с дешёвыми билетами. Клуб пользовался огромной популярностью среди студентов.
Miramax Films
По окончании университета Вайнштейны решили, что их призвание – продюсерский бизнес. Ребята начали с организации музыкальных концертов, выступлений комиков. Бизнес процветал, и через некоторое время заработанных денег хватило на воплощение смелой мечты Харви: в конце 70-х братья запустили собственную продюсерскую компанию. Это был первый шаг к покорению олимпа киноискусства. Интересен тот факт, что названием «Miramax Films» стало производное от имён их родителей – Мириам и Макс. В первые дни существования компании Макс помогал разным по характеру братьям поддерживать альянс, а Мириам отвечала за приготовление еврейской выпечки и давала советы по художественной части. Мать Харви умерла в возрасте 90 лет и до последних дней имела влияние на творчество сына.
Первое время Вайнштейн сотрудничал с малоизвестными режиссёрами, которые снимали в основном картины в жанре артхаус. Такие проекты сопровождались некоторой долей риска, однако удача сопутствовала Харви, и чутьё не подводило его: фильмы, которые выбирал Вайнштейн, оказывались успешными и популярными. Харви выкупал права практически за бесценок и продавал их в разы дороже. Но настоящая голливудская слава к Вайнштейну пришла годами позже. В 1992 году он рискнул и поставил почти все деньги на неизвестного мечтающего о славе Квентина Тарантино, и его картина «Криминальное чтиво» буквально вознесла на вершины Вайнштейна и самого режиссёра. Фильм получил множество наград, среди которых были «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой глобус» и заветный «Оскар».
Впоследствии «Мирамакс» выкупила компания Walt Disney, условием сделки была полная свобода Харви в творческой деятельности. Однако успех, многочисленные «Оскары» и значительный вклад в культуру не спасли Вайнштейна от разногласий с руководством. Помимо растущей популярности, Харви завоёвывал репутацию одного из самых агрессивных бизнесменов киноиндустрии. И в 2005 году продюсер принял решение основать новую фирму – Weinstein Company, где руль правления безоговорочно принадлежал бы ему.
81 «Оскар» за 40 лет
По мере выпуска новых фильмов имя Харви Вайнштейна приобретало всё большую известность, а его продюсерский талант становился по-настоящему заметным и очевидным. Список кинокартин неуклонно рос и пополнялся всё новыми шедеврами. «Властелин Колец», «В постели с Мадонной», «Влюблённый Шекспир», «Город грехов», «Шоколад», «Король говорит!», «Убить Билла» и многие другие стремительно становились кинохитами, едва успев попасть в прокат.
За свою почти 40-летнюю карьеру Харви Вайнштейн приложил руку к созданию более 300 картин, а 81 из них получила «Оскаров» в различных номинациях, многие другие завоевали большое количество наград и заняли почётное место в копилке наследия мирового кинематографа.
Обратная сторона американской мечты
Харви Вайнштейн на протяжении всей карьеры экранизировал истории магических перевоплощений: из нищих – в богачей, из дурнушек – в принцессы.
И вот он сам становится главным героем одного из таких превращений, только из героя голливудских холмов – в изгоя американского, да и мирового общества.
Продюсера обвинили в принуждении к близости актрис, моделей и ассистенток. Долгие годы все молчали о процветающей в его компании схеме «кастинг через постель». Первой на откровения решилась актриса Эшли Джадд. В интервью «The New York Times» она сообщила о домогательствах двадцатилетней давности. После откровенного признания случилась настоящая «цепная реакция». О факте харасмента заявили Гвинет Пэлтроу и Анжелина Джоли, Роуз Макгоуэн и Кара Делевинь, Сальма Хайек и Ума Турман и многие другие.
По словам Джоли, после непристойного поведения продюсера она сразу прекратила работу с Вайнштейном и постаралась забыть неприятный инцидент. Пэлтроу, однако, продолжила сотрудничество с кинопродюсером и получила «Оскар» за роль в фильме «Влюблённый Шекспир».
Домогательства, по словам многочисленных жертв, происходили по одному и тому же сценарию: Вайнштейн приглашал девушек к себе в номер отеля для обсуждения деловых вопросов или сценария. Там он встречал их полуобнажённым и предлагал сделать ему массаж или совместно принять душ.
Сам продюсер изначально отрицал все обвинения и заявлял, что организованная против него кампания – дело рук его родного брата Боба. Якобы тот заказал скандал, чтобы захватить власть в принадлежащей им кинокомпании. Но как только количество дам, обвиняющих его в домогательствах, стало внушительным, Вайнштейн сменил тактику и признал, что неправильно вёл себя с некоторыми женщинами, и обещал приложить усилия, чтобы исправиться. Сегодня секс-зависимый продюсер проходит лечение в реабилитационной клинике. Сексуальная шумиха с Харви Вайнштейном не утихает… Обвинения настигли политиков, режиссёров и других звёзд Голливуда. В их числе оказались Кевин Спейси, Дастин Хоффман и Бен Аффлек.
Столь масштабный всплеск откровений в Америке можно объяснить культурными особенностями, сформировавшимися за последние десятилетия. Женщины получают всё больше власти в различных отраслях, и теперь сексуальные домогательства перестали считаться темой, которую не принято обсуждать.
Талантливый, великий, выдающийся, он стремительно потерял всё: репутацию, семью, собственный бизнес. И даже сейчас, во время разгоревшегося скандала, он отшучивается: «Это прекрасная история, я хочу купить права на неё!». Вскружил ли Вайнштейну голову невиданный успех? Или всему виной вседозволенность, царящая в современном шоу-бизнесе? А, быть может, продюсер потерял голову и перестал отличать реальность от сценария очередного фильма?
Несмотря на то что сегодня всё больше жертв домогательств не боятся открыто заявить о случившемся, – скорее всего, случаи насилия не прекратятся ещё долгое время. Российское киносообщество в большинстве своём воспринимает этот скандал как шутку или пиар-кампанию и не спешит обвинять Вайнштейна, а некоторые – даже наоборот – проявляют солидарность и заступаются за продюсера. Режиссёр Андрей Кончаловский считает, что дело Вайнштейна «яйца выеденного не стоит». По мнению Кончаловского, по такому принципу можно осудить всех мужчин в мире, ведь приставать к женщинам заложено в мужской природе. Многие актрисы, включая Агнию Кузнецову и Любовь Толкалину, списывают такие инциденты на чрезмерную доступность пострадавших девушек. Толкалина в интервью порталу Meduza заявила, что «сексуальные домогательства – ну это же прекрасно, честное слово. А если ты имеешь роль, то какая разница, как ты её получила».
Американские коллеги, как известно, негодуют и не разделяют мнения наших соотечественников. Квентин Тарантино в интервью The New York Times признался, что много лет знал о домогательствах и злоупотреблениях Вайнштейна, но по какой-то причине промолчал. «Я знал достаточно, чтобы сделать больше, чем я сделал», – сказал он, сославшись на несколько эпизодов с участием известных актрис. «Это больше, чем обычные слухи, обычные сплетни. Это было не во второй раз. Я знал, что он сделал пару таких вещей. Хотел бы я взять на себя ответственность за то, что я слышал. Если бы я сделал это раньше, мне пришлось бы не работать с ним», – признался режиссёр. В интервью изданию Times он добавил, что недостаточно серьёзно относился к рассказам о домогательствах, списывая это на общую тенденцию того времени. Тем не менее Тарантино сказал, что не стал объединять поведение Харви и съёмки фильмов, продолжая работать с ним, о чём теперь сожалеет.
В крайне неприятной истории есть только одно светлое пятно: скандалы с Вайнштейном рано или поздно забудутся, а фильмы останутся.