«Мальчик Одуванчик»: сказка о растраченной жизни

В своей самой печальной сказке Александр Шаров показывает, как прожить жизнь так, чтобы было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

Иллюстрация Ники Гольц к сказке «Мальчик Одуванчик». Фото: Издательство «Детская литература»

Иллюстрация Ники Гольц к сказке «Мальчик Одуванчик». Фото: Издательство «Детская литература»

Массовая культура не балует современных детей «сложным чтением», что позволяет им до глубокой юности, иногда слишком затянувшейся, обходить стороной «взрослые» вопросы. Чтобы эти вопросы не нагрянули потом внезапно, а «Война и мир» не казалась в десятом классе собранием скучных сцен сражений, клубничный кисель детской литературы требуется немного поперчить. «Стол» запускает серию материалов о сказках, которые едва ли кто-нибудь захотел бы сделать явью, но которые для вашего ребёнка, быть может, станут самым глубоким впечатлением, пережитым в детстве. Мы с детства привыкли, что самая грустная книга – это та, где главный герой в конце умирает. Первый в списке – Александр Шаров, наверное, самый неформатный из детских писателей советского периода. Неформатен он и сегодня. Над вопросами, которые Шаров подбрасывает детям, не всегда задумываются и взрослые. Во всяком случае, не все готовы к такой радикальной их постановке. А Шаров своего читателя не щадит. Мы с детства привыкли, что самая грустная книга – это та, где главный герой в конце умирает. В сказке «Мальчик Одуванчик и три ключика» не умирает никто, но жить после неё так же, как раньше, наверное, уже не получится. Мальчик Одуванчик отнюдь не отрицательный персонаж, но три раза в жизни он делает неправильный выбор и в итоге обнаруживает, что жизнь прошла бесплодно и незаметно и ничего не вернуть назад.

Просто и тонко Шаров показывает, что личный выбор не только определяет жизнь человека, но и формирует его самого. Совершив три раза одну и ту же ошибку, Мальчик Одуванчик упустил три дарованные ему возможности: научиться благодарить, любить и делать добро. В результате к концу жизни он приходит с тем же багажом, с каким её и начинал, то есть налегке: не отягощённый дружбой, семьёй, долгом. Герой даже не сознает, что он уже не мальчик, а дедушка, и приходит в ужас, увидев своё отражение в ручье. Как же так получилось, что жизнь прошла мимо бесследно и бесполезно?

Ошибка № 1: неблагодарность

Это слово чаще звучит в ситуации «чёрной неблагодарности»: когда человек тебе сделал добро, а ты ему в ответ – подлость. Но жизнь полна неблагодарностями и другого рода, не такими драматичными, но не менее разрушительными. Получив от гномов три волшебных ключика, мальчик заметил, что один из них подходит к дверце в дупле дерева. Открытая дверца дарит мальчику первое чудо: лес расступается, звери радостно встречают его и зовут играть, выполняя все его желания. Не смущаясь, мальчик принимает эту заботу как должное – разве не все дети так делают? И вдруг среди этих чудес гостеприимства он видит прозрачный сундук с самоцветными камнями, и замок на нём такой же, как на дверце в дупле. Забыв обо всём, мальчик бежит к сундуку, открывает его, ломая ключ, набивает карманы камнями и хочет вернуться в гостеприимный лес, но деревья сомкнулись, дупло закрылось, а ключ сломан – второй раз не открыть. С первого захода непросто понять, что же такое непростительное сделал мальчик, отчего это чудо исчезло из его жизни навсегда. В сказочном лесу, где всё, казалось бы, было приготовлено для него, он видит сундук с сокровищами – тоже по всем признакам приготовленный для него. Что плохого в том, чтобы взять его и открыть? Объяснение мы получаем от гостеприимных зверей, которых мальчик уже не видит. Оказывается, они не родились на свет исключительно для того, чтобы повеселить этого ребёнка. У них у всех много дел, свои бельчата и медвежата, их гостеприимство – подарок, проявление дружбы и внимания, таких естественных и таких необычных в этом не очень гостеприимном мире. С его стороны они ждали как минимум благодарности и ответной дружбы, но не дождались. Одуванчик, конечно, пожалел о потерянной возможности жить весело и беззаботно, но и только.

иллюстрация
Иллюстрация Ники Гольц к сказке «Мальчик Одуванчик». Фото: Издательство «Детская литература»

Ошибка № 2: оставленная любовь

Второй ключик открывал для него сердце девушки, которая встретилась ему на пути. То, как Шаров показывает любовь, заслуживает особого внимания (нечто похожее встречается только у Шварца в «Обыкновенном чуде»). Начинается знакомство Одуванчика с девушкой почти что с ссоры. Он останавливается только для того, чтобы похвастаться перед ней драгоценными камнями, которые набрал в сундуке, перед тем как лес для него закрылся. При этом мальчик опасается, как бы незнакомка эти камни не «зацапала». Девушка над ним смеётся, потому что вместо драгоценных камней в руках у него оказываются лягушки. «Большой, а глупый! Ты уже не мальчик, а юноша, пора поумнеть», – говорит ему она. Мальчик, судя по всему, приходит в бешенство, но вдруг видит маленький красный замочек, замыкающий цепочку на шее девушки, и открывает его своим красным ключиком. Тут происходит второе чудо: молодые люди смотрят друг на друга уже совершенно другими глазами. Девушка, которая только что смеялась над неудачливым хвастунишкой, берёт свои слова обратно. «Нет, ты умный. И добрый. И сильный», – говорит она. Даже его досадную оплошность теперь она объясняет иначе: «Шутка ли, перетащить целый лягушачий народ из одного болота в другое! То болото, верно, высохло, вот ты и пожалел лягушек. Ты чудесный!». Совершенно незаслуженная похвала, а приятно. Любовь – это уникальный шанс стать таким, каким тебя видят глаза любящего человека, прыгнуть выше головы, чтобы не разочаровать его. Одуванчик уже хотел взять девушку за руку, но вдруг снова увидел сундук с сокровищами. О девушке он забыл так же быстро, как и о гостеприимном лесе. А когда вернулся со сломанным ключиком (сокровища снова оказались химерой), девушки уже не было. Во второй раз мальчик упускает шанс стать другим, повзрослеть, вырасти.

Ошибка № 3: невыполненное дело

Третий шанс и третье испытание были связаны с понятием долга и ответственности, также пока незнакомыми Одуванчику, хотя он и почувствовал, что стал на 10, а может, и на 100 лет старше. На этот раз выбирать пришлось между очередным сундуком и десятками человеческих жизней. Их мальчик мог спасти, если бы открыл своим ключом ворота в какое-то страшное место, напоминающее концлагерь: голодные женщины, старики и дети за колючей проволокой просили его выпустить их на волю. Ключик сломался, в сундуке оказались капли росы, которые испарились на солнце, как и концлагерь с зовущими на помощь людьми. Большое дело, подброшенное ему Богом или случаем, осталось невыполненным. Третий шанс сдвинуть свою жизнь с мёртвой точки, с фатальной сосредоточенности на себе и своём, был упущен. Это не сказка о цветике-семицветике, где седьмой, последний, лепесток девочка тратит наконец на доброе дело не для себя. Растратив все доверенные ему ключи, герой не знает, куда ему дальше идти, и возвращается назад. Спустя много дней, оказавшись опять на поляне недалеко от бабушкиного дома, он обращается к гномам с просьбой выдать ему новый набор ключей. Он вновь в начале игры и, как в компьютерной «ходилке», готов пройти её ещё раз, не повторяя допущенные ошибки. Но гномы говорят, что это невозможно, потому что то была не игра, а жизнь. У бывшего Мальчика Одуванчика остается только чудом дожившая до этого момента бабушка черепаха, которая любит его по-прежнему, жалеет и винит себя. «Я рассказала ему слишком мало правдивых историй о настоящей жизни», – вздыхает она у детской кроватки, где, свернувшись клубком, спит морщинистый старичок и видит себя во сне прежним Мальчиком Одуванчиком с пушистой головой, играющим на лугу перед бабушкиным домом.

Читайте также