Кира Георгиевна Муратова (в девичестве Короткова) родилась 5 ноября 1934 года. Ее отец, Юрий Коротков, был секретарём подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии, погиб в годы Великой Отечественной войны.
Мать — Наталья Исааковна Короткова-Скурту (урождённая Резник), член компартии Румынии с 1928 года, в годы войны — секретарь Анны Паукер, директора базировавшегося в Уфе под эгидой Коминтерна радио «Свободная Румыния», после войны работала в министерстве культуры Социалистической республики Румыния, заместителем министра здравоохранения СРР.
Сама Кира Муратова после школы поступила на филологический факультет Московского государственного университета, после окончания которого поступила на режиссерский факультет ВГИК.
«Я с младенчества обожала кино, - вспоминала Муратова. - Мама в детстве приводила меня в кинотеатр, где шли беспрерывные сеансы, и можно было входить на середине фильма и сидеть хоть целый день. Она меня сажала, на экране показывали Чарли Чаплина, и я смотрела по кругу одно и то же...»
* * *
Как сценарист и режиссёр Муратова дебютировала в 1962 году, совместно со своим будущим мужем Александром Игоревичем Муратовым поставив короткометражный фильм «У Крутого Яра», а через два года, с ним же, сняв полнометражную ленту «Наш честный хлеб». Но самым известным фильмом стала лента «Короткие встречи», выпущенная на экран в 1968 году. Это была драма о любовном треугольнике: пока геолог Максим находится в очередной экспедиции, к его гражданской жене приезжает влюбившаяся в него девушка. В «Коротких встречах» состоялся актёрский дебют Владимира Высоцкого, которого Муратова буквально заставляла хрипеть – такой голос казался ей признаком мужественности. Сама Муратова сыграла роль супруги геолога.
* * *
В 1971 году Кира Георгиевна начала снимать «Долгие проводы» о конфликте поколений: властная мать изо всех сил пытается удержать взрослеющего сына от переезда к отцу.
* * *
На «Ленфильме» Муратова сняла картину «Познавая белый свет», которая так и не вышла в широкий прокат. В следующей ленте, мрачной и безысходной драме «Среди серых камней», она даже не указала своего имени в титрах, подписавшись псевдонимом «Иван Сидоров».
Ввиду отсутствия денег Муратовой пришлось устроиться на работу в студийную библиотеку - таким образом, она в очередной раз «выпала» из кино.
Вернуться в кино она смогла только в 1987 году, когда на экран выпустили «Долгие проводы». Следующая ее лента «Астенический синдром» была принята на ура - картина о людях, находящихся на грани нервного истощения, была удостоена Специального приза жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990 год) и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм (1991 год).
* * *
На 1990-е годы пришёлся один из самых плодотворных периодов в творчестве Киры Муратовой, которая в картине «Увлечения» открыла актерский талант сценаристки Ренаты Литвиновой. В 1997 году вышли детективные «Три истории», главные роли в которых блистательно исполнили Олег Табаков, Сергей Маковецкий и Иван Охлобыстин.
* * *
В начале «нулевых» Муратова с семьёй переезжает в Одессу – по слухам, причиной переезда стало желание вырвать дочь Марианну из тусовок наркоманов. Вскоре Марианна трагически погибла, оставив маленького сына.
Муратова замкнулась в себе.
– По своей натуре я аутична, – так она объясняла свое нежелание «вращаться в свете». – Но профессия моя очень общительная. Поэтому после разговоров на публике мышцы у меня всегда болят от улыбок... Я привыкла работать так: кончилась смена — до свидания. Есть актеры, которые от этого очень страдают, потому что хотят продолжать дружить, общаться. Но я не хочу посиделок, и дальнейшее общение для меня невыносимо. Может, это оттого, что я не пью?
* * *
В 2004 году вышла лента «Настройщик», в которой снялся популярнейший в «нулевые» комик Георгий Делиев, основатель труппы «Маски-шоу», сыгравший настройщика роялей – самого счастливого и самого несчастного человека на свете.
Следом вышли «Мелодия для шарманки» (2009) и «Вечное возвращение» (2012), в которых вновь сыграла Рената Литвинова. Обе картины имели большой успех у кинокритиков на кинофестивалях. После «Вечного возвращения» Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание:
– Я сейчас не говорю, что я режиссер. Говорю: я была режиссером. Это было абсолютное чувство удовлетворения. Как наркотик, как страсть, как любовь. Но в моем нынешнем физическом состоянии я могла бы снимать кино, только если была бы миллионершей или если у меня был бы спонсор-миллионер. Так, чтобы четыре часа поработать, а потом пойти поспать и полечиться.
* * *
В последние годы, особенно после начала гражданской войны на Украине, Кира Муратова фактически отказалась от общения с журналистами:
– Мне не надо, чтобы про меня снимали документальное кино. Дневники и все, что когда-то писала, хочу сжечь, уничтожить. И пепел мой развейте, раздуйте и на помойку меня выбросьте, отдайте в зоопарк на съедение зверям. Хочу, чтобы от меня остались только фильмы — и все.